Войти в почту

На пути к «умному» государству

Smart-государство, или «умное» государство, — это концепция, актуальная для любой страны мира в XXI веке. Она описывает и регламентирует использование новейших технологий для повышения эффективности и прозрачности работы государственных органов и улучшения качества жизни граждан. Ключевой идеей «умного» государства является интеграция ИТ и цифровизации в различные аспекты жизни страны, в том числе государственного управления, образования, здравоохранения, транспорта, энергетики, сферы услуг и т. д. Концепция охватывает множество аспектов, таких как электронное правительство, электронная коммерция, электронная образовательная система, цифровая медицина и многое другое.

На пути к «умному» государству
© It-world

«Умное» государство стремится к использованию распределенных систем, аналитических данных, машинного обучения, искусственного интеллекта, «Интернета вещей» и других технологий, которые позволяют государственным органам и частным компаниям собирать, обрабатывать и анализировать огромное количество информации с целью улучшения принятия решений, увеличения эффективности, оптимизации затрат и улучшения качества жизни граждан.

Государство не может «поумнеть» в одночасье, по подписанному указу или принятому закону. Это длительный постепенный процесс, в котором задействованы чиновники, бизнес, граждане. Со стороны чиновников нужна зрелость, мотивация и готовность к повышению эффективности работы с помощью цифровых технологий. От бизнеса требуется наличие качественных и конкурентоспособных решений, а от граждан — умение всем этим пользоваться. И что немаловажно, «умные» сервисы должны быть реально удобнее в применении, чем привычные способы получения услуг, чтобы люди могли осознать и оценить их преимущества.

Активизация на фоне санкций

«Уровень цифровизации госсектора — это общемировой тренд. В нашей стране огромное количество ГИС в сравнении с другими странами, на поддержку этих систем тратятся очень серьезные средства. В среднем одно ведомство эксплуатирует 17 ИТ-систем, и с каждым годом бюджеты не уменьшаются, а растут, поскольку повышается нагрузка на сервисы. То есть мы можем смело говорить, что последние два-три года темпы роста количества сервисов и их качества значительно увеличились. Особенно после 2021 года, когда пандемия искусственно стимулировала этот сектор», — считает Ольга Чернышова, руководитель департамента корпоративных и проектных продаж компании TRASSIR.

Ольга Чернышова (TRASSIR)Ольга Чернышова (TRASSIR) В каких сферах наиболее заметны результаты построения «умного» государства, а где еще требуется развитие? Довольно сложно здесь выделить одну конкретную область. Пару лет назад начался резкий всплеск интереса к различного рода государственным реестрам, как к способам систематизации информации важной для государства. Для России - это создание Национальной системы пространственных данных, Единый реестр недвижимости и т.д. Это смелые проекты, крайне амбициозные мало где воплощённые. В конечном счёте, государство придёт к решению свести все эти отдельные реестры для более эффективного госуправления. Какие вопросы наиболее актуальны сегодня для регионов: технологический суверенитет, финансирование или что-то другое? С регионами история очень интересная. Большинство проектов по диджитализации регионов опирается на национальный проект «Цифровая экономика». При этом Федеральный центр рассматривают их лишь как источник для выполнения задач федеральных органов исполнительной власти и крупного федерального бизнеса. Когда я говорю с коллегами о региональной цифровизации, то все сразу вспоминают Госуслуги, но не только ими ограничивается диджитализация. Далеко не все внедрения новых информационных систем заметны гражданам, а на жизнь города или региона они могут влиять очень существенно. По нашему опыту инициативы региональной власти чаще всего связаны с увеличением прозрачности интересных им сфер жизни, мониторингом, надзором и улучшением инструментов контроля в чувствительных отраслях. Таких, например, как строительство, экология, сельское хозяйство или безопасность граждан. Для одних регионов важно контролировать урожайность, а для других чувствительная сфера - экологический надзор. Все очень индивидуально.

С ней соглашается Евгений Непейвода, управляющий партнер компании Novo BI. «Потребность госсектора в цифровизации сегодня очень высока, так как это позволяет улучшить качество предоставляемых услуг и оптимизировать работу государственных органов. За последние два-три года потребность в цифровизации только увеличилась, поскольку стало ясно, что это необходимо для эффективного функционирования государства, особенно в условиях форс-мажоров», — добавляет он. Как отмечает Илья Веригин, директор компании «Биорг» по работе с государственными заказчиками, на фоне санкций и внешних ограничений в России значительно активизировалась деятельность по построению импортонезависимости. «Основные акценты сегодня — перестройка всех ИТ-архитектур в государстве на базе российских программных и аппаратных решений, — говорит он. — Чиновники очень живо реагируют на новые веяния. Например, с распространением в мире больших языковых моделей (GPT-4, российские аналоги Сбера и «Яндекса») их стали активно применять в повседневной работе и у нас, на уровне пользователей. Это, с одной стороны, свидетельствует о высоком уровне цифровой готовности к применению технологий. С другой — заставляет задуматься о необходимых методологических изменениях в рабочих процессах, которые позволят адекватно и адресно применять технологии. Скажем, использовать ChatGPT-подобные решения на уровне ГИС пока не очень правильно, но реальную помощь в повседневной жизни они обеспечивают. Один мой знакомый руководитель социального блока с помощью нейросети экономит до двух часов рабочего времени на типовой переписке, уделяя это время более содержательным задачам».

Илья Веригин («Биорг»)Илья Веригин («Биорг») Наиболее актуальный сегодня подход — реестровая модель межведомственного взаимодействия. Реализация позволит не только кратно ускорить оказание госуслуг гражданам, но и повысить их качество.

Архитектура «умного» государства Сейчас госсектор максимально тяготеет к решениям, на базе которых можно реализовать процессный подход, считает Максим Илюхин, директор по продажам корпоративным клиентам «ЛАНИТ Омни» (ГК «ЛАНИТ»). «Часто они созданы на основе микросервисной архитектуры. Такие продукты помогают значительно быстрее реагировать на изменения, новые потребности того или иного ведомства или государства в целом. С их помощью внедрение сервиса, от идеи до реализации, может занимать несколько недель, с учетом проектирования, первичного документирования. Раньше это было просто невозможно, так как при тяжеловесной архитектуре изменения требовали большой команды и значительного временного ресурса на проектирование, изменение кода и другие процедуры», — комментирует специалист.

Максим Илюхин («ЛАНИТ Омни»)Максим Илюхин («ЛАНИТ Омни») Крупные ведомства сосредоточились на поиске аналогичных по функционалу российских решений, что положительно повлияло на развитие ИТ-отрасли. В большей степени это касается разработки ПО, с «железом» все гораздо сложнее, здесь прорывов ждать придется дольше.

«Наиболее перспективным направлением является рефакторинг цифровых государственных сервисов для работы на отечественном «железе», системном и прикладном ПО. Это касается как региональных, так и федеральных систем, вне зависимости от того, размещаются они в собственных ДЦ органов власти или на облачных платформах типа «ГосТех», — говорит Александр Иванников, коммерческий директор компании «МойОфис». Сразу о нескольких трендах в архитектуре рассказывает Ольга Чернышева (TRASSIR). «К цифровым архитектурам сейчас предъявляется большое количество требований, и оно растет вместе с развитием цифровизации. При этом ключевым требованием остается безопасность. Я говорю не только о безопасности данных от внешнего взлома, но и с точки зрения внутреннего использования. Второе требование — простота и интуитивная понятность интерфейса для пользователя. Третье требование — гибкость и адаптивность системы к существующему набору оборудования и ПО заказчика. Мы понимаем, что у конечного заказчика может быть исторически созданная инфраструктура и не всегда есть возможность ее оперативно заменить более современной версией. Поэтому важно отталкиваться от возможностей заказчика, минимизируя затраты. Не надо забывать, что архитектура не статична, она развивается и меняется. Ее метаморфозы необходимо предусмотреть как в ближайшем периоде, так и стратегически. Ну а прогнозы в текущий момент — это отдельный вызов. Сегодня это ПО или оборудование есть, а завтра ситуация может поменяться. При построении цифровой архитектуры мы должны учитывать это и делать ее открытой к изменениям», — отмечает она. Лидеры и аутсайдеры В каких сферах «умного» государства развитие происходит быстрее, а где наблюдается задержка? «Умное» государство понимают по-разному. «Один из подходов — потребительский, утилитарный: государство как набор сервисов, с которыми взаимодействуют граждане, ведомства и юрлица, — поясняет Илья Веригин («Биорг»). — Мы видим, что сервисы для граждан сейчас активно развиваются через платформу «Госуслуги» от Минцифры и приложения «умного» города, по которым лидирует наша столица — в Москве многое можно сделать благодаря простой регистрации и сделав несколько кликов на городском портале или в приложении Mos.ru. Сервисы для самих государственных структур планируется запускать через «ГосТех» — эта платформа еще в начале своего развития, но контуры, которые мы видим, внушают оптимизм. На этой же платформе, скорее всего, появятся и тиражируемые решения для тех же «умных» городов». Евгений Непейвода (Novo BI) полагает, что наиболее заметные результаты построения «умного» государства достигнуты в сферах здравоохранения, образования, банковских услуг и налоговой службы. «Развития по-прежнему требует сфера логистики и цепей поставок, а именно процесс планирования. Многие компании и учреждения до сих пор занимаются планированием с помощью Excel-таблиц, пытаясь учесть все возможные данные, формулы, переменные и множество другой очень важной информации. Это не всегда получается: кто-то из сотрудников забыл обновить одну цифру и весь план становится неверным. На помощь приходят специальные системы с возможностью прогнозирования спроса и планирования в цепях поставок. Работа этих систем строится на предиктивной аналитике, когда на основе предыдущих данных программа может делать прогнозы на будущее. Внимание к цепям поставок помогает улучшить качество товаров и услуг, снизить затраты, ускорить процесс принятия решений и повысить удовлетворенность клиентов», — рассказывает он.

Евгений Непейвода (Novo BI)Евгений Непейвода (Novo BI) Наиболее передовыми и перспективными подходами к архитектуре цифровых государственных сервисов является использование облачных технологий, искусственного интеллекта, микросервисной архитектуры и API-интеграции. Это позволяет создавать гибкие и масштабируемые системы, которые легко адаптируются к изменяющимся потребностям пользователей.

«Наиболее заметен результат в направлениях, касающихся оказания услуг в электронном виде. Здесь государство действительно стало значительно «умнее», удобнее и быстрее. Здорово подтянулся финансовый сектор, закупки. Не могу не упомянуть направление «Умных городов», где процесс сдвинулся, но еще есть куда стремиться, так как это еще не массовое движение, а в основном пилотные проекты», — считает Сергей Кучин, директор по работе с регионами АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, ГК «Росатом»).

Сергей Кучин (РИР, ГК «Росатом»)Сергей Кучин (РИР, ГК «Росатом») Цифровизация госсектора в России — процесс долгий и, на мой взгляд, сравнительно успешный. Объективно электронные услуги в России обогнали в своем развитии большую часть мира.

Фокус на регионы Процесс построения «умного» государства происходит не только на общефедеральном, но и на региональном уровне. У цифровизации регионов есть свои проблемы. На них подробно остановился Андрей Солдатов, директор департамента регионального развития ГК «Астра». По его словам, одна из основных проблем в теме цифровизации регионов сегодня — это обеспечение работоспособности уже существующих систем и сервисов, с помощью которых органы власти предоставляют важные услуги для населения. Ключевая задача здесь, по мнению эксперта, состоит в том, чтобы сохранить их функциональность при переходе на отечественные программные продукты. И задача эта достаточно сложная и нетривиальная. «Не секрет, что некоторые сервисы до сих пор работают на Microsoft и, соответственно, требуют определенных усилий и времени для их перевода на отечественное ПО, которое в основном написано либо на Linux, либо под него. Что мы делаем для того, чтобы максимально облегчить эту задачу для региональных органов власти? Мы организуем функции технологической совместимости наших продуктов с решениями, которыми пользуются конкретные заказчики. А значит, чтобы данная работа стала максимально эффективной, мы связываемся с разработчиками программных продуктов, совместно с ними организуем технологическую совместимость и получаем решение, позволяющее максимально полно восстановить тот функционал, к которому заказчик привык», — говорит Андрей.

Андрей Солдатов (ГК «Астра»)Андрей Солдатов (ГК «Астра») Все мы знаем, что на протяжении последних 30 лет основная масса системных администраторов и технических специалистов, пользователей, работали с зарубежными продуктами. Отечественных альтернатив было очень мало, у заказчиков они встречались редко и эпизодически.

Что касается финансовых вопросов цифровизации, конечно они, по мнению Андрея Солдатова (Астра), так же актуальны и решаются чаще всего за счет конкретного бюджета того или иного региона. При этом возможности у всех разные. «Если брать менее богатые регионы, зачастую там практически не остается средств для того, чтобы максимально быстро переходить на отечественные ИТ-решения. В таких случаях мы стараемся индивидуально подходить к каждому заказчику, чтобы найти наиболее оптимальные пути импортозамещения в регионе», — продолжает он. Не менее важен вопрос кадрового обеспечения. «Сейчас основная задача, стоящая перед каждым заказчиком в любом регионе, — ликвидация нехватки технических специалистов, подготовленных по отечественным продуктам. В первую очередь это касается операционных систем, виртуализации, VDI-решений, почтовых серверов, баз данных и т. д. Практически по всему тому спектру, который раньше закрывали зарубежные решения, нужны профессиональные кадры. Как мы это решаем? С помощью наших авторизованных учебных центров, где специалистов обучают работе с отечественными продуктами». Точки роста на пути импортозамещения Российская ИТ-индустрия стремительно движется по пути импортозамещения. Для многих зарубежных продуктов уже подобраны в качестве альтернативы отечественные решения. «Минцифры России постоянно проводит работу по актуализации, категоризации и корректному функционированию реестра отечественного ПО. Список регулярно пополняется отечественными информационными платформами, решениями, системами, что позволяет вендорам и системным интеграторам расширять свои возможности для заказчиков. Основная же задача на сегодня — синхронизация ИТ-продуктов между собой, а также сборка технологических комплексов, которые решают задачи клиента», — отвечает Ильдар Закиев, руководитель отдела инфраструктуры компании «ЛАНИТ-Интеграция» (ГК «ЛАНИТ»).

Ильдар Закиев («ЛАНИТ-Интеграция»)Ильдар Закиев («ЛАНИТ-Интеграция») Думаю, в обозримом будущем технологии искусственного интеллекта станут незаменимыми помощниками во многих сферах, в том числе в госуправлении.

Как полагает Александр Иванников («МойОфис»), с заменой программных продуктов трудностей не наблюдается, а вот производство электронных компонентов в России совсем не так хорошо развито. «Современная версия Реестра готова принять много программно-аппаратных комплексов, но все упирается в неразвитую электронную промышленность в РФ. Мы не производим центральные процессоры и многие другие важные контроллеры, поэтому и настоящих отечественных ПАК не хватает», — поясняет он.

Александр Иванников («МойОфис»)Александр Иванников («МойОфис») Пока искусственный интеллект имеет крайне ограниченные возможности для госуправления. Однако перспективы моделей уровня GPT-5 весьма интересны — например, ИИ мог бы переводить массив законов с канцелярского языка на понятный обычным гражданам.

Сложившая политическая ситуация, санкции, уход международных компаний с российского рынка и другие негативные факторы, как оказалось, создали благоприятные условия для развития «умного» государства с опорой на ИТ-суверенитет. Последнее особенно важно, поскольку такая опора гарантирует безопасность, конкурентоспособсть ИТ и сохранение национальных интересов нашей страны.