В Союзе журналистов России попросили включить газеты в список товаров первой необходимости

Газеты предложил включить в перечень товаров первой необходимости. Об этом сообщает пресс-служба Союза предприятий печатной индустрии (СППИ ГИПП) со ссылкой на зампреда Союза журналистов России Алексея Вишневецкого.

«Периодические печатные издания во время ковида были включены в перечень товаров первой необходимости. <...> Эту практику нужно возродить, тем более это не обойдётся государству слишком дорого. И тогда уже никакой ретейл не сможет препятствовать у себя продаже периодики», — отметил Вишневецкий на круглом столе в Совете Федерации.

Положение печатных СМИ обсудили руководители федеральных и региональных средств массовой информации, издательских домов, представители общественных организаций, министерств и ведомств. Заседание провел сенатор Алексей Пушков. По результатам круглого стола было объявлено о создании в Совфеде рабочей группы, которая разработает программу поддержки печатных СМИ.

Ситуация ухудшается

Ситуация с бумажными изданиями продолжает ухудшаться по разным причинам, среди них — снижение спроса, экономические трудности торговых объектов, цифровизация. Есть и субъективные факторы, например, отсутствие поддержки со стороны местных властей, несмотря на то, что доступность газет и журналов имеет социальное значение. Привычные киоски прессы постепенно исчезают с городских улиц:

их демонтируют, когда заканчивается срок аренды, и отказываются продлевать договоры с распространителями;киоски требуют снести в связи с благоустройством городских территорий и не предлагают места взамен;торговые точки переносят без согласования с бизнесом, запрещают устанавливать в центре города;от владельцев требуют реконструировать киоски или заменить на те, что соответствуют дизайн-коду;киоски запрещают ставить на придомовых территориях, несмотря на решения Конституционного суда и Федеральной антимонопольной службы;чиновники отказываются проводить конкурсы на размещение киосков и объявляют аукционы, где победители часто становятся непрофильные, но более богатые компании;за размещение киосков берут высокую арендную плату.

Есть примеры, когда власти поддерживают газетную розницу, давая печатным изданиям шанс выжить и развиваться.

Как спасти издания

СППИ ГИПП предложил меры поддержки сетей киосков прессы и вынес на обсуждение рабочей группы следующие идеи:

1. Снять существующие в субъектах РФ ограничения на ассортимент товаров и услуг в НТО «Печать», определив, что печатная продукция может составлять не менее 50%.

2. Рекомендовать на федеральном уровне значительно снизить арендные ставки для киосков и павильонов «Печати».

3. Рекомендовать субъектам РФ устанавливать нулевую или максимально льготную арендную ставку для размещения киосков и павильонов прессы на муниципальной земле.

4. По всей стране проводить исключительно конкурсы на право торговли в течение 5-7 лет с последующей пролонгацией, если нет серьёзных нарушений в работе объекта.

5. Разработать и реализовать адаптированных под нужды конкретного региона программы по развитию системы распространения прессы, включая целевое субсидирование и снятие различных ограничений.

6. Предусмотреть долевое участие местных властей в виде софинансирования или кредитования замены старых киосков.

7. Установить мораторий на снос газетных киосков до конца 2024 года.