Уходя — уходи: почему Volkswagen покидает Россию без опциона на обратный выкуп активов

Немецкий автоконцерн Volkswagen объявил об уходе из России. Активы компании, включая завод в Калуге, проданы компании «Арт-Финанс». Однако, в отличие от других производителей автомобилей, немецкие бизнесмены не оставили за собой права на обратный выкуп проданного. С чем это связано и есть ли в этом положительные стороны для российского автопрома, журналу «Слово и Дело» рассказал экономист Василий Колташов. После начала спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины Россию покинули сразу несколько занимавшихся производством автомобилей компаний. Но ранее их объединяло одно обстоятельство, делавшее «уход» предположительным. Mazda, Mercedes-Benz, Nissan, Renault оставляли за собой опцион на право выкупить проданные активы в течении ближайших нескольких лет. Руководство Volkswagen решило подойти к вопросу радикально и отрезать себе возможность вернуться. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на замглавы Минпромторга РФ Альберта Каримова, опциона на обратный выкуп сделка с немецким автопроизводителем не подразумевала. Как заявил корреспонденту «Слово и Дело» директор Института нового общества Василий Колташов, ничего экстраординарного в таком подходе нет. Просто сейчас дальнейшие перспективы отношений России и Запада выглядят более предсказуемыми, чем год назад. «Дело в том, что компании, которые подписывали соглашения с возможностью возврата, делали это в не очень понятной для себя обстановке. То есть они получали приказ уйти из России как независимые рыночные предприятия. И не могли его не выполнить, потому что когда такой приказ поступает, его нужно просто выполнять. Но ситуация летом 2022 года была непонятной, и казалось, что радикализации конфликта не произойдет», — пояснил Колташов. Эксперт подчеркнул, что руководят западными автомобильными компаниями все-таки коммерсанты, а не политики. И поэтому они оставляли для себя запасные аэродромы. На всякий случай, вдруг кризис рассосется. Но менеджмент Volkswagen, по всей видимости, уверен в дальнейшей эскалации конфликта. Причем не между Россией и Украиной, а между Москвой и Вашингтоном. А поскольку Германия держится в кильватере внешней политики США, рассчитывать на скорое возвращение не приходится. «В Германии нет таких политических сил, которые могли бы сказать, что Германии это надоело, и изменить положение. И за ближайшие год-два они не смогут возникнуть. Возможно, со стороны наших игроков также было воздействие, но я считаю, что первый момент превалирует». Для российских автопроизводителей, как отмечает Василий Колташов, такой уход западных компаний открывает долговременную перспективу, но с кратковременными трудностями. С одной стороны, это означает, что ушедшая фирма лишится возможности хоть как-то влиять на свой бывший актив. А с другой — все придется делать самостоятельно. «Придется производить обратный инжиниринг, то есть сажать своих инженеров, чтобы они все детали, которые есть в образце превратили в чертежи. А дальше ставить собственные цеха, производить необходимые детали для двигателя внутреннего сгорания. Что-то, возможно, заказывать в Китае. Но в конечном итоге это собственное производство. И если сильно не замахиваться на какие-то уж слишком интересные передовые новые модели, то, вероятно, все получится». При этом экономист напоминает, что подобный подход не только не является чем-то постыдным, но с успехом применялся всю историю человечества. Обладающий мощной промышленностью Китай еще несколько десятилетий назад не обвинял в копировании своих разработок только тот, кто ничего не производил. В послевоенные годы советские конструкторы практически полностью скопировали американский стратегический бомбардировщик B-29, и получившийся Ту-4 не только стал основой дальней авиации СССР на следующее десятилетие, но и обеспечил достаточный задел для создания самолетов собственных конструкций. И так далее, вплоть до античных колесниц, которые древние государства копировали друг у друга по мере знакомства с этой инновацией. Ранее Минпромторг РФ рассказал о дальнейшей судьбе бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге. Согласно планам министерства, на площадке может начаться производство Lada X-Cross 5. Причем первые машины должны сойти с конвейера до конца июня текущего года.

Уходя — уходи: почему Volkswagen покидает Россию без опциона на обратный выкуп активов
© Слово и Дело