Верховный суд объяснил порядок расчета доли участнику, выходящему из ООО
Покидающие ООО получат деньги за долю с учетом корректировок баланса. Верховный суд России объяснил, как рассчитывать стоимость доли покидающему ООО участнику компании.
Этот кейс сейчас очень актуален, поскольку «из-за нестабильной экономической ситуации» многие стремятся получить наибольшую прибыль при отчуждении активов. Комментирует директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк:
Эдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK «В чем можно согласиться и чему Верховный суд совершенно не противоречит, конечно, когда ситуация у ООО сложная, тем более вдруг на грани корпоративного конфликта, что кто-то выходит и говорит: «Дайте мне миллион», а оставшиеся участники говорят: «Не дадим, это вообще ничего не стоит, стоит 10 рублей». Конечно, разрешить спор, не доходя до Верховного суда, поможет экспертная оценка. То есть если обратиться к независимым экспертам, тем, которые входят в тройку лучших, заплатить им какие-то деньги, они с учетом нынешних реалий, реальной стоимости активов и пассивов посчитают долю участника каждого, в том числе выходящего. Если скажут миллион, значит, миллион, и дальше уже не платят, можно обращаться в суд и ссылаться на оценку и, соответственно, пытаться как-то свой миллион получить. Если сейчас говорить о том, к чему пришел Верховный суд, нужных новых понятий два. Первое — необходимо не на ту дату, на которую хочется, смотреть, какие были активы и пассивы, соответственно, обязательства и активы у компании, а на ту дату, когда изменения в ЕГРЮЛ были внесены. Если участник вышел от этой даты, то на эту дату и последующую необходимо смотреть состояние дел компании. А не то что он решил выходить, допустим, в начале года, а фактически это все произошло в середине года. И здесь как раз такой важный момент, который суд учел, что если в компании произошли за это время какие-то налоговые доначисления, что виртуально раньше доля стоила 4 млн, а теперь с учетом налоговых доначислений компания вообще банкрот. И в лучшем случае доля ноль, а в худшем — акционеры еще должны сброситься на то, чтобы погасить обязательства компании перед налоговыми органами».
Юристы говорят, что в последние несколько лет количество споров о выплате стоимости доли росло. В апреле прошлого года эти процессы приостановил полугодовой банкротный мораторий — попавшие под него юрлица не вправе были выплачивать дивиденды и распределять прибыль между своими участниками, напоминает «Коммерсантъ». Запрет распространялся и на выплату действительной стоимости доли при выходе участника из общества. Однако с октября эти процессы возобновились, и подобных споров в судах стало больше, чем прежде.