Обновлено в 17:30
Россия переходит на китайский звук. Также большей популярностью за последние полтора года стало пользоваться и отечественное аудиооборудование. Как пишет газета «Коммерсантъ», ретейлеры, рестораторы, представители сферы услуг и развлечений ощущают дефицит профессиональной звуковой техники. Все из-за серьезного роста цен в прошлом году и санкций США.
Особенно среди заказчиков снизился спрос на премиальные аудиосистемы для бизнеса. Их используют организаторы мероприятий, а также в супермаркетах, ресторанах и торговых центрах. Вместо такого оборудования покупают китайские и российские аналоги. Мы позвонили в магазин «Музторг» под видом клиента. Там сказали, что по индивидуальному запросу привезти можно почти любое оборудование:
— Хотела узнать по поводу микрофона, он китайский или американский? Есть ли сейчас проблемы с американскими?
— У нас нет в наличии американских микрофонов Shure, только китайские.
— То есть за 19 тысяч — это китайский?
— Компания американская, сборка китайская.
— Получается, оригинал, не аналог?
— Это оригинал, но китайской сборки.
— Сейчас есть проблемы с поставками западных брендов? Я думаю купить еще гитару.
— Насколько мне известно, поставки без перебоев. По гитарам нужно уточнять в зависимости от того, что вы планируете везти. Gibson вряд ли повезем.
— Почему именно Gibson вряд ли?
— Санкции в стране. Надо понимать, что вы хотите получить. Можете позвонить, мы уточним сроки поставок и сообщим вам об этом.
— То есть достать можно почти все, просто сроки долгие?
— Да, конечно.
По словам одного из собеседников «Коммерсанта», спрос на китайское оборудование за последний год увеличился на 20-25%. Рост подтверждают и российские производители. Издание приводит слова директора компании Senzar Acoustics Владислава Азарова: до конца 2023 года возможен рост на 100%.
В компании ProTone говорят, что число заказов выросло на 70% в первом квартале 2023 года по сравнению с первым кварталом 2021-го. Но к концу этого года значительного роста в компании не прогнозируют из-за увеличения конкуренции с китайской продукцией. Основатель музыкального магазина Skifmusic Борис Колесников подчеркивает, что техника из КНР занимает все больше полок. Доля российских товаров, по его словам, пока незначительна:
Борис Колесников основатель музыкального магазина Skifmusic «Основные сложности были связаны с началом 2022 года. Поломались все логистические цепочки, в первую очередь начали уходить все западные бренды, плюс сильное падение рубля. Сейчас логистические цепочки более или менее восстановили, товары едут. Западные бренды, которые ушли, не вернулись, их сейчас везут дистрибьюторы по схемам параллельного импорта. На российском рынке во всех категориях, в которых только можно, теперь преобладают китайские товары. Далеко не все китайские производители делают что-то очень качественное, но уже есть китайские бренды, которые не уступают по качеству западным аналогам. Только около 1,5-2% от нашего каталога производится в России».
«Коммерсантъ» приводит оценку компании Cubic Media, которая занимается звуковой техникой для бизнеса: с 2020 года по первое полугодие 2023-го спрос на премиальное звуковое оборудование, например Bose и Sonance, упал почти в семь раз. Речь идет о встраиваемых акустических системах, потолочной акустике, колонках, усилителях и так далее. Ссылаясь на западных аналитиков, в компании подчеркивают: рынок звукового оборудования в России достигает 30 млрд рублей. Доля профессиональной техники — около 40%.
Основатель продакшена Cinecast Ильхом Пулатов говорит, что трудности начались и при поставке оборудования пареллельным импортом:
Ильхом Пулатов основатель продакшена Cinecast «Да, наблюдаются проблемы с наличием оборудования. В первую очередь закончилось оборудование топовых серийных моделей, потом начали кончаться среднего сегмента, сейчас на рынке в небольшом количестве «плещутся» модели супербазового сегмента, которые тяжело применять на концертах и так далее. В первую очередь исчезли микрофоны и звуковое оборудование американской компании Shure с мексиканским производством, поэтому они сразу перекрыли поставки. Позже начали исчезать микрофоны и звуковое оборудование компании Sennheiser. Китайские производители на рынке есть, они представлены не очень широко, они постепенно появляются, но все равно наблюдается некий дефицит. Но если говорить об именно профессиональном оборудовании, концертном, событийном, то его не хватает. До недавнего времени народ кое-как перевозил с огромными наценками через дружественные страны это оборудование, но оно попало под вторичные санкции как оборудование двойного назначения, потому что там используются какие-то радиоэлементы, цифровые элементы, процессоры, платы, поэтому даже уже через Турцию, Дубай это оборудование возить тяжело, только через совсем обходные пути».
С февраля 2022 года цены выросли на 50-70%. По словам участников рынка, есть проблемы с поставкой и оплатой товаров из Европы. В кафе, ресторанах и других заведениях осталось подержанное оборудование, которое может еще прослужить какое-то время. Но при его ремонте есть трудности, отмечают специалисты.