Денис Мантуров: Мы обеспечим наш технологический суверенитет по критическим технологиям

К 2035 году доля электромобилей на российском рынке может достигнуть 25% в основном за счет отечественного производства, будет увеличено производство гражданских литий-ионных аккумуляторных батарей. На уровне систем, агрегатов и технологий полностью отечественным будет новый самолет МС-21. Накануне стартующего Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) вице-премьер - министр промышленности и торговли Денис Мантуров ответил на вопросы "Российской газеты".

Денис Мантуров: Мы обеспечим наш технологический суверенитет по критическим технологиям
© Российская Газета

Денис Валентинович, Минпромторг вел последовательную работу по локализации производств автомобилей в России. Как сейчас обстоят дела, удалось ли заместить необходимые компоненты отечественными комплектующими и деталями из дружественных стран после ухода западных брендов?

Денис Мантуров: Локализация автокомпонентов - одно из основных направлений, по которому мы сейчас работаем в автопроме. Идентифицировано более 800 критически важных автокомпонентов и материалов, а решения найдены по более чем 250 из них. На сегодняшний день уже удалось заместить электронные блоки управления, частично заменены датчики, разъемы жгутовой продукции и сама эта продукция. Запускается локальное производство ABS в Костроме, ведется работа по ESP.

Для компонентов, локальное производство которых только начинает прорабатываться, налажены надежные поставки из как минимум двух дружественных стран.

Одно из перспективных направлений - выпуск отечественных электрокаров. В этой области мы обладаем собственными технологиями?

Денис Мантуров: Это направление пока находится на этапе становления, но динамика позитивная. В 2022 году стартовали несколько ключевых российских проектов - запуск производства электромобилей Evolute в Липецкой области, производство электромобилей на "Москвиче".

В этом году к ним присоединилась компания "Электромобили Мануфэкчуринг Рус" с электрогрузомобилями на базе УАЗ Профи.

Кроме того, ожидается запуск производства электромобилей на мощностях заводов АВТОТОР, "Соллерс" и АвтоВАЗа. Продолжается работа над запуском проектов E-Neva и "Атом". Целевой показатель по производству электромобилей на 2023 год составляет 7,4 тыс. штук.

Ориентируясь на планы, озвученные российскими производителями электромобилей, можно с осторожностью предположить, что в этом году он будет даже превышен. К 2035 году доля электромобилей на российском рынке может достигнуть 25%.

Что касается зарядной инфраструктуры, то на сегодняшний день в России созданы необходимые государственные стимулы, в том числе возмещение стоимости отечественных зарядных станций и технологического присоединения операторам таких "заправок". И при этом у нас уже есть пять отечественных производителей быстрых зарядных станций, которые способны полностью обеспечить необходимый спрос на эту продукцию.

Мы можем перейти в этой сфере к производству на экспорт каких-то элементов, например, аккумуляторов?

Денис Мантуров: Отечественные производители литий-ионных батарей пока в основном производят продукцию специального назначения - но есть и линейки для гражданского сектора. Сейчас мы ведем большую работу по увеличению выпуска гражданских литий-ионных аккумуляторных батарей на своих ячейках. В этом году запланировано выделение более 2 млрд руб. на разработку компонентов для таких батарей и улучшению характеристик существующих технологий - уже с заделом на пост-литиевые технологии.

Кроме того, в ближайшее время планируем подписать специальный инвестиционный контракт с "Росатомом" на создание гигафабрики в Калининградской области мощностью 4 ГВт*ч в год, что позволит обеспечить литий-ионными батареями до 50 тысяч электромобилей. При этом в случае наличия дополнительной потребности, например, для экспортных рынков, "Росатом" готов расширять свое производство.

Еще одна критически-важная сфера - авиастроение. На какой стадии сейчас разработка самолета МС-21?

Денис Мантуров: На данный момент процесс идет полным ходом, мы уже сертифицировали российское крыло и отечественный двигатель в составе самолета, сейчас работаем по бортовым системам. До конца года начнется монтаж российских комплектующих на опытные образцы самолетов, параллельно ведется подготовка к стендовым испытаниям.

Создание самолета МС-11 идет полным ходом. Уже сертифицированы российское крыло и отечественный двигатель в составе самолета, продвигается работа по бортовым системам. Фото: Сергей Михеев

Налажен выпуск отечественных комплектующих, есть ли вообще смысл самим полностью выпускать все детали или, может быть, часть из них стоит выпускать в кооперации с дружественными странами?

Денис Мантуров: На уровне систем, агрегатов и технологий самолет будет полностью отечественным. При этом внутри этих агрегатов возможно использование небольшого количества каких-то неспецифичных комплектующих общего назначения из дружественных стран - это нормальная практика, которая ускоряет и удешевляет производство. Главное - обеспечить наш технологический суверенитет по критическим деталям и технологиям, и это будет сделано.

Уже понятно, как важен для нашей экономики технологический суверенитет. Какие переговоры и соглашения планируются на ПМЭФ для решения этой задачи?

Денис Мантуров: На площадке форума состоится сессия "Актуализация долгосрочной промышленной политики России для новой реальности", участники которой обсудят вопросы долгосрочного устойчивого развития российской промышленности. Планируем также поговорить о принятых государством мерах и действиях российского бизнеса. Кроме того, обсудим реализацию будущих инициатив для обеспечения устойчивости к внешним шокам для российской промышленности.

Тему технологического суверенитета в разных отраслях промышленности затронем также в рамках подписания соглашений и меморандумов. Планируется подписание нескольких важных соглашений в сфере машиностроения для топливно-энергетического комплекса, станкостроения, промышленного инжиниринга и промышленного дизайна, внешнеторговой деятельности.

Ожидаем и заключения нескольких специнвестконтрактов - это один из системных, ключевых механизмов поддержки и реализации значимых промышленных проектов.

Между тем

Первые беспилотные грузовики "КАМАЗ" начнут перевозить грузы по трассе М-11 "Нева" между Москвой и Санкт-Петербургом 14 июня. Об этом сообщили в минтрансе.

В проекте примут участие крупнейшие перевозчики: ПЭК, Globaltruck, "Газпромнефть-снабжение".

Отработка беспилотной доставки грузов проходит в рамках программы экспериментального правового режима на трассе М-11 "Нева". В дальнейшем беспилотные грузовые перевозки планируется запустить на других федеральных трассах, в частности на М-12 Москва - Казань.

Пока речь идет о запуске грузовых беспилотников четвертого уровня автономности. Это значит, что в кабине грузовика будет присутствовать водитель. После прохождения сертификации к перевозкам могут также допустить беспилотные автомобили и других российских производителей.

Как ранее рассказал председатель правления госкомпании "Автодор" Вячеслав Петушенко, трассу М-11 строили уже с инфраструктурой как "умную дорогу" с автоматизированной системой управления дорожным движением (АСУДД). По его словам, экономическая выгода использования беспилотников зависит не от легковых, а именно от грузовых автомобилей.

Подготовил Алексей Любовецкий