Войти в почту

Российские СМИ атаковали фототролли. Как они зарабатывают миллионы рублей и отправляют их на финансирование ВСУ?

В России угрожающими темпами набирает популярность деятельность так называемых фототроллей, или фоторэкетиров. За последние годы, используя лазейки в законодательстве, они отсудили у российских изданий миллионы рублей под предлогом незаконного использования фотоизображений. И хотя на момент публикации снимков СМИ действовали в рамках законодательства об авторском праве, суды все равно встают на сторону истцов, ибо на сегодняшний день их требования уже вполне законны. Особую пикантность этой ситуации придает то обстоятельство, что после начала специальной военной операции (СВО) часть отсуженных у российских СМИ денег пошла на финансирование Вооруженных сил Украины (ВСУ). В том, как тонкости законодательства открывают предприимчивым гражданам широкие возможности для обогащения за счет чужой интеллектуальной собственности, разбирался корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.

Российские СМИ атаковали фототролли. Как они зарабатывают миллионы рублей и отправляют их на финансирование ВСУ?
© Lenta.ru

Вопреки распространенному мнению, термин «троллить» происходит не от известных героев скандинавских мифов, а из сферы рыбалки — точнее, от термина trolling, что означает «ловить на блесну». Первоначальный смысл троллинга — забросить в сеть провокационное сообщение, а потом, доведя адресата до кипения, выставить его в неприглядном виде или обвинить в оскорблении.

Примерно по той же схеме работают и фототролли, зарабатывая сотни тысяч рублей в год, ни в чем не нарушая закон. Секрет их успеха прост: они хорошо знают лазейки в законодательстве и умело ими пользуются.

***

Особенность современных массмедиа, в том числе интернет-СМИ, в большом количестве иллюстраций — как фото, так и видео. Если в начале 1990-х годов иллюстрировали далеко не каждую статью, то сегодня, по словам специалистов, даже самая маленькая заметка обязательно сопровождается картинкой.

Сейчас СМИ получают фотографии из разных источников: как из фотобанков, так и от фотографов. У последних редакции покупают и свежие, и уже опубликованные работы, а также права на них. Это дает изданиям возможность использовать фотографии абсолютно легально с точки зрения интеллектуальных прав.

Первый и, возможно, самый важный нюанс, на котором строится деятельность фототроллей, состоит в том, что права на снимки могут перепродаваться. Иначе говоря, если сегодня редакция опубликовала фотографию, законно купленную у автора, то уже через неделю ей может поступить иск от представителя того самого фотографа — так называемого доверительного управляющего.

Все дело в том, что автор уступил этому представителю права на свои снимки, причем по действующему законодательству право на доверительное управление начинается не с момента его передачи, а с момента создания фотографии. А СМИ используют эти фотографии на основании договора, заключенного с автором, но не с его представителем, и последний, получив права на снимки, получает основание требовать от издания, где они ранее были опубликованы, компенсацию за их незаконное использование.

Все это создает идеальные условия для сравнительно честного отъема денег — ведь все в этой схеме, буквально до запятой, соответствует требованиям закона. Неудивительно, что эту схему начали успешно использовать фирмы-фототролли — говоря научным языком, паразиты.

Под эгидой борьбы за авторские права фототролли стали активно судиться со СМИ и частными компаниями, требуя компенсации за ранее опубликованные на их сайтах фотографии. Причем почти всегда — за опубликованные с соблюдением всех требований законодательства.

Открытая охота

Первая фирма-фототролль — ООО «Восьмая заповедь» — была зарегистрирована 4 августа 2016 года в Волгограде. Ее учредителями выступили некие Павел Сытилин и Данила Яценко.

Вскоре после регистрации «Восьмая заповедь» с энтузиазмом принялась защищать интеллектуальные права. Одним из первых, кто столкнулся с деятельностью фирмы, стал учредитель «Социнформбюро» и других волгоградских СМИ Александр Крылов. По его словам, все началось с того, что редакция «Социнформбюро» проиллюстрировала материал об одном из массовых мероприятий в Волгограде снимками внештатного корреспондента информационного агентства «Городские вести» Андрея Тельнова, который лично продал фотографии «Социнформбюро». Но в апреле 2017 года «Восьмая заповедь» потребовала от издания убрать эти фотографии и выплатить 40 тысяч рублей в качестве компенсации за их незаконное использование.

Но договор о доверительном управлении «результатами интеллектуальной деятельности» между Тельновым и Сытилиным все же нашелся и оказался приложен к иску, который «Восьмая заповедь» предъявила «Социнформбюро».

Однако в редакции не сомневались, что выиграют это дело, ведь согласие на публикацию снимков от автора было получено заблаговременно. Но на деле вышло иначе.

Без шанса на правосудие

Если строго следовать всем процессуальным кодексам, истец и ответчик должны встретиться в суде, где каждый имеет право защитить свою позицию, а суд, руководствуясь своим внутренним убеждением, принимает взвешенное и мотивированное решение.

Но на практике арбитражные суды завалены самыми разными делами и просто вынуждены ускоряться везде, где это допустимо

По словам официального представителя Арбитражного суда Москвы Марии Богородской, в соответствии с арбитражным процессуальным кодексом в упрощенном порядке рассматривается любой иск о взыскании денежных средств в сумме, не превышающей 800 тысяч рублей — с юридических лиц и 400 тысяч — с индивидуальных предпринимателей.

Суть такого порядка заключается в следующем: с момента подачи иска у ответчика есть строго ограниченное время для того, чтобы представить аргументы в свою защиту. Если он по каким-либо причинам не уложится в срок, то суд рассмотрит дело без его аргументов.

Когда дело рассматривается в упрощенном порядке, стороны — и истец, и ответчик — не присутствуют на заседании. Суд сам рассматривает их аргументы и определяет, кто прав. Разумеется, суд может выяснить, давал ли автор согласие на публикацию снимков редакции и когда он передал права на их использование доверительному управляющему.

Но, по словам Александра Крылова, в упрощенном порядке судопроизводства суд не изучает доводы, а автоматически выносит решения, руководствуясь нормой закона: право наступает с момента создания объекта интеллектуальной собственности, то есть снимка. И так как на день подачи иска права уже были переданы доверительному управляющему, то и решение выносится в его пользу.

Бизнес на правах

Иск «Восьмой заповеди» к «Социнформбюро» суд рассмотрел в упрощенном порядке — и редакция, вопреки своим ожиданиям, проиграла. Но это было лишь началом деятельности волгоградских фототроллей.

За первые три месяца своей работы «Восьмая заповедь» обратилась в суды с 21 иском по поводу одной и той же фотографии, опубликованной разными СМИ по всей России. По словам Александра Крылова, все требования были как под копирку: снять снимок с публикации и выплатить 100 тысяч рублей.

Все ответчики были уверены в своей победе — и все до одного проиграли. А чуть позже аналогичные иски получила и редакция «Ленты.ру». Внутренние проверки показывали: автор несколько раз передавал права на фотографии в доверительное управление фирмам-троллям.

С весны 2017 года иски к СМИ от доверительных управляющих приобрели массовый характер. Возник настоящий бизнес — несколько фирм стали зарабатывать миллионы рублей, прикрываясь защитой интеллектуальных прав в Рунете.

Например, только с 1 декабря 2022 по 1 мая 2023 года от имени фирм-фототроллей было подано более 4,7 тысячи исков. Исковые требования — от 80 тысяч до 500 тысяч рублей

В частности, ООО «Антипиратские технологии» (компания основана Александром Лаврентьевым, который позже получил статус ИП для перехода на упрощенное налогообложение) с декабря 2022 года по май 2023 года направила в арбитражные суды 1 787 исков. «Восьмая заповедь» за этот же период подала 482 иска. И все они будут рассмотрены в упрощенном порядке.

К слову, точно так же разрешаются споры в сфере аудиовизуальных произведений и фонограмм: там в роли доверительных управляющих выступают Российское авторское общество (РАО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) — именно они судятся со всеми кафе, барами и концертными площадками. И с фотографиями, и с аудиовизуальными произведениями истцы используют одни и те же схемы, а все их иски априори выигрышные.

«К нам посыпались иски»

Порой иски от фототроллей превращаются в настоящее издевательство, причем довольно утонченное. Дело в том, что зачастую они подаются не на несколько фотографий, опубликованных в одном материале, а на каждую из них в отдельности. Александр Крылов приводит пример: однажды издание «Социнформбюро» опубликовало несколько фотографий с видами Волгограда.

Собеседник «Ленты.ру» рассказывает, что редакция сочла эти иски необоснованными, ведь согласие на публикацию было получено. Ее представители указали в отзыве, что законность требований вызывает сомнение, и заявили ходатайство о рассмотрении исков не в упрощенном, а в общем порядке.

Однако суд отказал и, не разбираясь в деталях, постановил удалить фото и выплатить компенсацию. Правда, вместо запрашиваемых 80 тысяч рублей за каждый из пяти снимков «Социнформбюро» обязали заплатить по 10,5 тысячи рублей.

Между тем в истории с фототроллями есть один неожиданный нюанс: он связан с тем, куда именно могут уходить миллионы рублей, которые они так легко получают через суд от российских СМИ.

Деньги для ВСУ

Те самые фотографии, опубликованные «Социнформбюро», сделал известный фотограф Виталий Раскалов — этим псевдонимом пользуется Дмитрий Раскольников, гражданин Украины 1993 года рождения.

В договоре, приложенном к исковому заявлению, указано, что все полученные по суду суммы доверительный управляющий Александр Лаврентьев незамедлительно переводит на указанный автором счет, а фиксированная оплата за его услуги начисляется клиентом ежемесячно.

Лаврентьев в разговоре с «Лентой.ру» лично подтвердил, что деньги немедленно зачисляются на счет автора в полном объеме.

По словам Лаврентьева, после 24 февраля 2022 года — даты начала СВО на Украине — иностранцев среди его доверителей нет. Впрочем, это не помешало ему с марта 2022 года по май 2023 года от имени Дмитрия Раскольникова подать 21 иск к российским СМИ с требованием выплатить 1,64 миллиона рублей.

Девять из этих дел доверительный управляющий уже выиграл, получив 290 тысяч рублей. Остальные сейчас рассматриваются, и все — в упрощенном порядке. При этом Дмитрий Раскольников, которому и должны поступить эти средства, прямо заявляет, что все заработанные своим искусством деньги потратил на помощь ВСУ.

А еще права Дмитрия Раскольникова защищал Иван Расстрыгин. Он выиграл для него 15 исков в различных арбитражах, по которым получил 919 тысяч рублей. Таким образом, по решению российского арбитража российские компании, в первую очередь — СМИ, в конечном итоге опосредованно перевели на финансирование ВСУ более 1,2 миллиона рублей.

Но и это еще не все. ИП Лаврентьев Александр Владимирович создал и модерирует два сайта — «Антипиратские технологии» и Copyrasts. Последний регулярно публикует фейки о Российской армии.

Счет на миллиарды

Александр Лаврентьев заявляет, что его главная задача — борьба с пиратством в Рунете. В беседе с корреспондентом «Ленты.ру» он посетовал на недостаток внимания к проблеме, полный правовой беспредел в сфере защиты интеллектуальных прав и непонимание со стороны властей.

Лаврентьев упирает на то, что законодатель установил минимальный размер компенсации в десять тысяч рублей, при этом стоимость судебных расходов (госпошлина и расходы на представителя) существенно выше.

Но тут стоит сделать несколько важных замечаний. Во-первых, минимальный размер компенсаций никак не ограничивает их верхнюю планку. Во-вторых, судебные расходы и расходы на представителя не вычитаются из суммы присужденных компенсаций, а назначаются судом отдельно. Конечно, если заявлено соответствующее ходатайство.

Да и тезис Лаврентьева о том, что «правосудие остается недоступно для абсолютного большинства рынка», также весьма сомнителен — на это указывают цифры. В 2022 году все арбитражные суды РФ получили 9 743 исковых заявления по вопросам защиты авторских прав.

Причем принято к производству 8 426 дел, а рассмотрено (с учетом поданных еще в 2021 году) 8 091 дело. Общая сумма присужденных по этим искам средств составляет почти 6 миллиардов рублей, или около 740 тысяч рублей компенсации на один иск. В предыдущие годы ситуация была сопоставимой.

На долю «Антипиратских технологий» — компании Александра Лаврентьева — приходится 19,5 процента (1 575) подобных исков.

«Это стало способом получения дохода»

Сегодня проблема злоупотребления авторским правом в России уже привлекла внимание законодателей. В мае в Госдуму был внесен законопроект за авторством спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, сенаторов Андрея Клишаса и Ларисы Гумеровой, а также депутата Госдумы Павла Крашенинникова.

Документ вносит изменения в четвертую часть Гражданского кодекса, посвященную интеллектуальным правам, и направлен на борьбу со злоупотреблениями в этой сфере.

Андрей Клишас в беседе с «Лентой.ру» объясняет, что поводом для разработки законопроекта стало постановление Конституционного суда РФ, который предписал внести изменения в законодательство в связи со злоупотреблениями со стороны правообладателей.

Законопроект, внесенный в Госдуму, дает судам право по своему усмотрению снижать размер компенсаций ниже установленных законодательством пределов. Речь идет о тех случаях, когда заявленные требования явно несоразмерны нарушению. Во многом этот документ стал следствием деятельности фирм-фототроллей, особенность которой как раз и состоит в обращении к старому контенту.

По опыту нескольких СМИ можно сделать вывод: примерно треть исков от фототроллей касаются фотографий, опубликованных больше восьми лет назад. По словам Александра Крылова, за эти годы техника в редакциях поменялась, архивы были сильно сокращены, а диски не просто много раз почищены — они физически вышли из строя.

Хранить же архивы полностью, включая технические сообщения, у сайтов региональных СМИ нет ни средств, ни возможностей, — зачастую они и так едва выживают. Поэтому в Рунете все чаще говорят о введении своеобразной амнистии по использованию данных прошлых лет.

Причина проста: сегодня в плане интеллектуальной собственности порядок в Рунете не идет ни в какое сравнение с тем, что было даже пять лет назад, а за соблюдением прав строго следят юристы и руководство сайтов. Естественным образом сформировалась этика использования контента, и пришла пора начать все с нуля.

Хотя бы потому, что существующая практика играет на руку лишь паразитам от интеллектуального права.