Как достичь лекарственного суверенитета

В рамках деловой программы Петербургского экономического форума прошли сессии «Фармацевтическая промышленность в России: результаты перезагрузки» и «Стратегии внедрения персонифицированной медицины». Эксперты обсудили достижения фармацевтической отрасли и трудности, с которыми она столкнулась за прошедший год, а также цели и основные показатели стратегии «Фарма-2030».

Одна из важнейших задач основных отраслей России — достижение технологического суверенитета. Согласно стратегии «Фарма-2030», объем российского рынка должен достичь 3,7 триллиона рублей, доля отечественных препаратов должна составить 42,6 процента, а доля препаратов, выпускаемых по полному циклу и входящих в перечень стратегически важных, должна быть доведена до 80 процентов.

Особенно важными эти показатели выглядят на фоне сложностей, с которыми фармацевтическая отрасль столкнулась в минувшем году. «Для многих в 2022 году наиболее часто упоминаемым было выражение «дефектура лекарственных препаратов». В целях профилактики потенциального ухода иностранных компаний с рынка были введены санкционные ограничения на приобретение различных материалов и оборудования, поменялась привычная логистика», — отметила заместитель министра промышленности и торговли Екатерина Приезжева. По словам эксперта, чтобы свести к минимуму последствия возникших проблем, был образован ситуационный центр Минпромторга и горячая линия с Минтрансом, которые отрабатывали логистику, выбирали новые маршруты поставок.

Трудности, с которыми столкнулась отрасль, были не единственным вопросом для обсуждения. На большинство новых иностранных препаратов приостановлены клинические исследования на территории нашей страны. Поэтому эксперты затронули тему развития инновационных препаратов и мер, которые необходимо принять для продуктивной работы в этой сфере.

Как отметил вице-президент АО «ГЕНЕРИУМ», член-корреспондент РАН Дмитрий Кудлай, в данный момент приобретают особое значение финансовые механизмы, стимулирующие разработки инновационных технологий в области охраны здоровья. «Из новых форм, отвечающих времени, могу сказать о пользе государственных грантов Российского научного фонда, который, кроме фундаментальных исследований, финансирует проекты с близкими и понятными результатами на этапе опытно-конструкторских работ, — отметил ученый. — Построены десятки новых промышленных фармацевтических площадок, растет активность капитала из России и дружественных стран».

Выдающимся, по словам спикера, является тот факт, что фармацевтика вошла в топ-13 приоритетных направлений промышленности в Стратегии технологического развития России. «Это значит, — подчеркнул Дмитрий Кудлай, — что на этих направлениях будут сфокусированы все меры поддержки государства и образовательная сфера, лидеры отраслей должны быть интегрированы в программы подготовки специалистов, обеспечивая их востребованность. Правительство сделало акценты на производство препаратов полного цикла и кооперацию с отечественными и зарубежными научными коллективами». С учетом мировой экономической ситуации могут быть доступны для инвестирования технологии с внешних рынков и большой смысл приобретают механизмы поддержки трансферов, поздних доклинических и клинических исследований.

Другая тема повестки дня — внедрение персонифицированной медицины. В настоящее время известны причины и механизмы возникновения большинства сложных многофакторных заболеваний, что позволяет выбирать эффективные стратегии лечения. Более того, с учетом особенностей физиологии и среды пребывания, факторов жизни и анамнеза каждого конкретного пациента возможны персонифицированные, подобранные под каждого пациента, подходы. Несмотря на то что такой подход к лечению обсуждается не впервые и демонстрирует высокую эффективность, его внедрение идет невысокими темпами. «Мы уже много лет говорим о персонифицированной медицине, но пока в основном это развитие заметно в онкогеномике», — отметила первый заместитель руководителя ФМБА России Татьяна Яковлева. Среди причин Яковлева выделяет сосредоточение геномных комплексных исследований в научных, а не в медицинских организациях.

Необходимость закрепления персонализированных технологий в регуляторной и финансовой системе здравоохранения отметил главный онколог, академик Андрей Каприн. В свою очередь, Дмитрий Кудлай, кроме первого завершенного исследования биомедицинского клеточного продукта (GNR-089, хондросферы) для терапии повреждений коленных суставов, назвал активность проектов генной терапии в Институте мозга ФМБА, созданную платформу целевой доставки посредством мРНК в Институте иммунологии ФМБА.

Новым руководством РАН в конце 2022 года был создан Совет по персонифицированной медицине при Президиуме РАН под руководством академика Евгения Шляхто, что положительно повлияло на оценку отправных точек развития отрасли. Эксперты заключили, что для успешного внедрения персонифицированного подхода следует развивать нормативно-правовую базу и активно готовить кадры. Принято решение от имени участников ПМЭФ обратиться в Совет Федерации с просьбой помочь в обеспечении новых технологий регенеративной медицины и генной терапии государственным финансированием, чтобы эти разработки стали доступны людям как можно скорее.