Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев: Отказ от участия в ПМЭФ - это идеологический тупик

Хабаровский край впервые представил свой стенд на полях Петербургского международного экономического форума. Какие свои возможности и проекты демонстрирует регион, рассказал губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев.

Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев: Отказ от участия в ПМЭФ - это идеологический тупик
© Российская Газета

Михаил Владимирович, единственный дальневосточный регион, представивший свой павильон на Петербургском международном экономическом форуме, - это Хабаровский край. Чем удивляете? Какие достижения демонстрируете?

Михаил Дегтярев: Я считаю идеологическим тупиком не присутствовать на ПМЭФ, ссылаясь на то, что у нас есть свой Восточный экономический форум. Мы такая же часть России, как любой другой федеральный округ, несмотря на то что нам с Дальнего Востока не ближний свет лететь, как мы говорим, на Дальний Запад страны.

Если взять экспортную карту Хабаровского края, видно, что мировые экономические центры сосредоточены в Азии - в двух-трех часах лета от Хабаровска. До Москвы же лететь восемь, а до Европы - девять-десять часов.

Конечно, на ПМЭФ мы демонстрируем свои успехи: нам есть чем гордиться и есть кем гордиться. Это прежде всего наши машиностроительные заводы в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске. Даже при оформлении павильона дизайнеры решили разместить в нем настоящий, только что сошедший с конвейера багги - вездеход, который поставляется нашим бойцам на передовую специальной военной операции.

Представлены наши авиационные заводы, и с помощью VR-очков можно побывать в кабине Су-57 - самолета пятого поколения.

Крупные инвестпроекты сегодня в первую очередь связаны с горнодобывающим комплексом. Это Малмыжский ГОК Русской медной компании, I очередь которого запускаем в марте 2024-го. Это Тихоокеанская железная дорога (ТЖД), нацеленная на перевозку якутского угля на экспорт через строящийся порт Эльга. Это уникальный проект Тихоокеанского металлургического завода и Мильканского ГОКа, который мы начинаем реализовывать в этом году на севере края.

Кроме того, в нашем павильоне мы показываем возможности межвузовского кампуса в Хабаровске. Это большой проект на 150 тысяч квадратных метров с лабораториями и новыми корпусами. Как раз здесь, в Санкт-Петербурге, на форуме мы заключили соглашение на его строительство с компанией-концессионером.

Вы упомянули, что в регионе развернулось строительство крупнейшей в России частной железной дороги - Тихоокеанской. Что даст региону реализация этого проекта и как край помогает инвестору?

Михаил Дегтярев: Помогаем не только инвестору, который прокладывает Тихоокеанскую железную дорогу. Помогаем и РЖД в сооружении второго пути БАМа, и крупным подрядчиком РЖД, строящим Кузнецовский и Дуссе-Алиньский тоннели и мосты.

Кстати, принято решение о строительстве второго железнодорожного моста под Комсомольском-на-Амуре - 2-ого пути БАМа.

Мы всем инвесторам помогаем: даем землю и лицензии, предоставляем возможность использовать инертные материалы, связываем компании с вузами и средне-специальными учебными заведениями. У нас полная синхронизация образовательной системы и субъектов экономической деятельности.

И вообще, надо отметить, что Тихоокеанская железная дорога родилась здесь, в Санкт-Петербурге, ровно два года назад. Мы встретились с инвесторами, взяли карту и начертили самый короткий путь от Эльгинского месторождения в Якутии до берега Охотского моря. Оказалось, что это поселок Чумикан. Приняли решение, дали название дороге, определили ее протяженность. Можно сказать, что Петербург - крестный нашего проекта.

Это стратегический объект, нужный России, ведь мы получаем самую северную часть системы Российских железных дорог. К тому же сама Тихоокеанская железная дорога имеет выход через Улак на БАМ и на сеть РЖД. А порт Эльга и ТЖД могут работать не только на экспорт, но на ввоз грузов.

После пандемийного перерыва восстанавливаются внешнеэкономические связи. Что Хабаровский край готов предложить своим старым и новым партнерам? На чем сейчас базируется экспортный потенциал региона?

Михаил Дегтярев: Недавно делегация правительства Хабаровского края побывала в Харбине КНР. Наконец вживую познакомились с новыми руководителями наших соседей, провинции Хэйлунцзян - с первым секретарем КПК провинции Сюй Цинем и губернатором госпожой Лян Хуэйлин. Встретились с представителями крупного бизнеса. Личное общение не заменит ничто, никакая ВКС.

Мы договорились об открытии групповых туристических маршрутов. Наши туристы уже поехали в приграничный город Фуюань по воде, полетели в Китай на самолетах. Открылся пункт пропуска через российско-китайскую границу в Покровке. Активизировались работы по Большому Уссурийскому острову: фактически обе стороны согласовали грузопассажирский статус будущего пункта пропуска здесь.

Ну и торговля возобновилась. Мы экспортируем строительные и пиломатериалы, рыбную продукцию, энергетические ресурсы (уголь). Покупаем в Китайской Народной Республики различные механизмы, машины для строительства наших промышленных объектов и товары народного потребления.

Торговля идет очень активная. В прошлом году по отношению к показателям 2021-го внешнеторговый оборот вырос примерно 25 процентов, а за первый квартал 2023-го - еще на 30 процентов к аналогичному периоду прошлого года.

Мы удовлетворены столь бурным ростом.

Хабаровский край приступает к созданию. Какую роль он будет играть в развитии высшего образования и подготовке кадров на Дальнем Востоке? Сможет ли Тихоокеанский госуниверситет в Хабаровске конкурировать с Дальневосточным федеральным университетом?

Михаил Дегтярев: Вполне возможно, что нам удастся превзойти ДВФУ. Во всяком случае, мы ставим перед собой такую цель. Потому что только в конкуренции ты становишься лучше. Если нет конкуренции, происходит загнивание самого успешного проекта - хоть в образовании, хоть в промышленности, хоть в политике.

Будущий кампус объединит до 30 тысяч студентов к 2030 году. Только новых общежитий там будет построено на 2500 мест.

Определены шесть основных направлений этого образовательного комплекса. В первую очередь это инженерная школа, ведь в крае традиционно очень мощные компетенции в этой сфере. Будут развиваться IT-направления, креативная индустрия и здоровьесбережение. Еще два научно-образовательных кластера - это "Экология и биотехнологии" и "Строительство и урбанистика". И, конечно, гуманитарная школа. Вот шесть "китов" нашего межвузовского кампуса.

Мы настроены оптимистично и решительно на конкуренцию с ДВФУ. Да и Дальневосточному федеральному университету такое соперничество пойдет только на пользу.