Что происходит с оборотом драгоценных камней в России
Анна Цуранова - Юрист адвокатского бюро Asterisk. Россия является одним из основных участников мирового оборота драгоценных камней, в основном — алмазов. Наша страна обладает самой крупной в мире сырьевой базой алмазов с общими запасами более чем 700 миллионов карат. Центр сортировки алмазов акционерной компании «Алроса» в городе Мирный Республики Саха (Якутия). Александр Уткин / РИА Новости Сегодня реализация алмазов на внешних рынках входит в десятку крупнейших источников доходов федерального бюджета из неэнергетического экспорта России. Поэтому мировые санкции не смогли обойти стороной наш ювелирный рынок. 11 марта президент США Джо Байден подписал указ о запрете отдельных статей экспорта, импорта, а также новых инвестиций, который, в частности, ввел запрет на импорт в США непромышленных алмазов из России. Однако дальше стало понятно, что пока в санкции не включились другие страны ЕС, а также Индия, такой запрет не критичен для российской алмазодобывающей отрасли. Так, крупнейшему добытчику алмазов в мире — российской компании «Алроса» — пока ничего не мешает продавать алмазное сырье для огранки в других странах, в том числе Индии. А из них экспортируются уже бриллианты с другим наименованием страны происхождения. В целом внешние санкции, безусловно, повлияли на рынок драгоценных металлов, но важно понимать, что они имели двусторонний эффект. С одной стороны, санкции ограничили вывоз российских алмазов за границу, но с другой — импорт драгоценных камней также сократился. Такая ситуация провоцирует развивать внутренний спрос на драгоценные камни. Внутренний спрос поддерживается также государственными мерами, принимаемыми как по отношению к компаниям или индивидуальным предпринимателями, продающим драгоценные камни, так и гражданам, которые покупают их для изготовления ювелирных изделий или как способ инвестирования. В частности, Федеральным законом от 14.07.2022 № 323-ФЗ внесены поправки в Налоговый кодекс, которыми введена нулевая ставка НДС на покупку алмазов и бриллиантов. Это, безусловно, очень серьезная инициатива, ведь до этого ставка налога составляла 20%. Фактическая отмена НДС будет стимулировать спрос граждан на инвестиционные бриллианты, что позволит продавать их более эффективно именно внутри страны. Еще одно изменение — это поправки в Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 2463 от 31 декабря 2020 года, разработанные Минфином России. Новые правила коснутся розничной продажи ограненных драгоценных камней физическим лицам индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Основное, чем будет отличаться новый порядок, — это введение альтернативного способа подтверждения подлинности ограненного драгоценного камня со стороны продавца, а именно заключения о проведении геммологической экспертизы. Поправки, по сути, изменят обязательства продавца драгоценных камней, и, чтобы продать камень гражданину, ему нужно будет пройти предварительную именно государственную геммологическую экспертизу. В отличие от правил, которые действуют сегодня, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель при продаже физическому лицу может заказать экспертизу подлинности драгоценного камня в коммерческих геммологических центрах. По задумке разработчиков, установление подлинности драгоценного камня Федеральной приборной палатой должно повысить доверие покупателей-физических лиц в сфере розничного оборота драгоценных камней. Однако насколько данная мера будет эффективной, пока сложно сказать, ведь порядок, при котором необходимо получить дополнительную бумагу государственного образца, может, напротив, спровоцировать теневой рынок, где продать драгоценный камень будет проще и быстрее. Согласно информации Федерального портала проектов нормативных правовых актов, указанные поправки прошли стадию антикоррупционной экспертизы, в рамках которой участники рынка драгоценных камней могли направить свои замечания на инициативу, а значит, итоговая версия документа может уже измениться, надеемся, в лучшую сторону. Изменения коснулись также порядка привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере оборота драгоценных камней. Сегодня существует административное наказание по статье 15.43 КоАП РФ за операции с драгоценными камнями без постановки на специальный учет. За это нарушение предусмотрен административный штраф для индивидуальных предпринимателей от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц — от 60 до 80 тыс. рублей. Административное наказание хотя и предусмотрено, но сам по себе порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере оборота драгоценных камней сильно затруднен. Не секрет, что многие недобросовестные дилеры драгоценных камней продают их без соответствующих сертификатов и без обязательной по закону регистрации, в том числе понимая, что привлечь их к ответственности просто не успеют. Так, срок давности привлечения к ответственности по таким делам составляет 60 дней (ст. 4.5 КоАП РФ). За это время Федеральная приборная палата просто не успевает провести проверку сведений, которые сейчас из-за моратория на проведение проверок получает от граждан и организаций или от правоохранительных органов. Проверка по практике занимает намного больше времени, чем срок давности привлечения таких дилеров к ответственности. Именно для устранения подобных ситуаций 18 мая Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, увеличивающий срок давности привлечения к административной ответственности за данные правонарушения с шестидесяти дней до двух лет. По замыслу разработчиков этих норм, увеличенный срок давности будет стимулом для соблюдения законодательства, а также позволит сократить объем нелегальной продукции на рынке драгоценных камней. В совокупности с иными стимулирующими мерами данное изменение будет положительно влиять на рынок драгоценных камней, поскольку увеличит доверие и прозрачность оборота драгоценных камней для крупных инвесторов и рядовых граждан.