В России производство трубопроводной арматуры превысило импорт

Внешнеэкономическая конъюнктура и санкционное давление западных стран, приведшие к уходу с российского рынка значительного числа зарубежных компаний, открыли широкие перспективы перед отечественным арматуростроением. Отрасль сейчас на подъеме. Однако эксперты посоветовали производственникам не поддаваться эйфории, а воспользоваться ситуацией для развития предприятий.

В России производство трубопроводной арматуры превысило импорт
© Российская Газета

После четырехлетнего перерыва в Кургане состоялся форум арматуростроителей России, собравший более 200 производителей и потребителей такой продукции. За это время в экономике страны, как и в самой отрасли, произошли существенные изменения.

На долю Курганской области приходится 10 процентов от общего объема производства арматуры в России

- В прошлом году наши предприятия получили небывалый рост заказов на производство трубопроводной арматуры (ТПА) и приводов, - рассказал президент отраслевой научно-промышленной ассоциации Алексей Бабичев. - Резко увеличилась загрузка производственных мощностей, а суммарный объем выпуска продукции в 2022 году вырос на 21,6 процента - до 92,8 миллиарда рублей. В то же время импорт сократился на 17,4 процента. Отношение импорта к производству трубопроводной арматуры и приводов в прошлом году составило 81 процент. То есть объем собственного выпуска превысил импорт - впервые за последние 14 лет.

По данным директора департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга РФ Михаила Кузнецова, уровень импортонезависимости в данном сегменте составляет более 60 процентов и продолжает расти. В целом рынок ТПА показывает стабильный рост с 2016 года. В 2021 году Уральский федеральный округ стал лидером по производству арматуры в стране. Существенный вклад вносит Курганская область, которая занимает в этой сфере одно из ведущих мест: на ее долю приходится 10 процентов от общего объема производства ТПА в России. В прошлом году арматуростроение в регионе выросло на 138 процентов. В нынешнем ожидают 143, а за три года, по итогам 2024-го, прогнозируется удвоение показателей. На предприятиях отрасли в Зауралье трудится почти пять тысяч человек.

- Это основной профиль машиностроения Курганской области, - подчеркнул губернатор Вадим Шумков. - Он активно растет и по занятости, и по поступлениям в бюджет области. И, главное, по вкладу в экономику в целом.

Глава региона отметил, что большинство предприятий региона пользуется поддержкой государства - например, через программу создания индустриальных парков, субсидирование приобретения нового оборудования. Последнее очень важно, однако может быть сопряжено с новыми сложностями.

Сейчас многие компании, особенно крупные, пребывают в некой эйфории: мощности загружены, заводы работают в три смены, доходы растут. Но, предостерегают эксперты, вечно это длиться не может, если ничего не предпринять для закрепления успеха. В первую очередь речь идет о техперевооружении - приобретении высокотехнологичного, наукоемкого оборудования. Раньше его закупали за рубежом, в основном в Европе. После того как зарубежные поставщики ушли с российского рынка, остро встал вопрос импортозамещения, и пока он не решен. Крупный бизнес не горит желанием выступить спонсором проектирования, изготовления и внедрения новых отечественных станков. Но решением этой проблемы рано или поздно придется заняться. Сейчас некоторые еще работают по инерции, а через два-три года, когда имеющееся оборудование выработает свой ресурс, заменить его будет нечем. Если не наладить производство внутри страны, потребителям придется вновь обращаться за рубеж - к восточным партнерам. Между тем в России есть все условия для развития собственного производства, в том числе господдержка.

Нерешенной остается и проблема фальсификата, более того, по некоторым видам продукции доля подделок выросла многократно, отмечают эксперты. Например, на рынке радиаторов отопления с 2020 года она увеличилась с одного до 15 процентов.

- Мы выступаем за то, чтобы вся продукция, в том числе импортная, соответствовала определенным требованиям, повышающим технический барьер для входа на наш рынок по определенным параметрам, - поделился мнением с "РГ" руководитель завода по производству стальных шаровых кранов Сергей Доронин. - Стандарты, конечно, есть, но, к сожалению, многие из них не актуализируются. Время идет, появляются новые технологии, материалы, а стандарты отстают. Надзорным ведомствам, как прозвучало на форуме, порой не хватает инструментов для эффективного контроля рынка и защиты добросовестного бизнеса. Надеюсь, государство совместно с отраслевым сообществом наведет порядок.

Сейчас многие пребывают в эйфории: мощности загружены, заводы работают в три смены, доходы растут. Но вечно это длиться не может, если ничего не предпринять для закрепления успеха

Но главной проблемой отрасли, как отметили практически все участники форума, остается дефицит кадров.

- Не хватает около 30 процентов работников практически всех групп специалистов, - рассказал Андрей Якубенко, гендиректор научно-производственной фирмы, специализирующейся на выпуске нефтегазового оборудования, в том числе ТПА. - Если бы у нас было достаточно рабочих рук, выручка выросла бы наполовину. У нас уже заказов - до будущего года. Заметно поубавилось зарубежных конкурентов, остались лишь те, что поставляют товары по параллельному импорту.

Пока каждое предприятие решает кадровую проблему как может. Те, у кого это получается, делились опытом с коллегами.

- Мы вышли с инициативой возводить арендное жилье по заявкам предприятий, - рассказал председатель правления промышленного кластера Республики Татарстан Сергей Майоров. - В этом году уже начали строительство в четырех муниципалитетах. Таким образом пытаемся привлечь кадры из других стран, регионов, чтобы люди приезжали к нам и сразу закреплялись.

Неплохая идея для регионов, испытывающих сильный кадровый голод, таких как Зауралье.