Полмиллиарда на трамвай
Реновацию трамвайной сети областного центра финансирует ВЭБ.РФ – государственная корпорация, ставшая фабрикой инансирования региональных проектов, которые не под силу реализовать за счёт местных бюджетов. В среду Курская область получила от корпорации первые 443,5 миллиона рублей на обновление трамвайной сети. Эти деньги будут потрачены на приобретение новых вагонов. А общая стоимость проекта – 12,9 миллиарда рублей. Причём больше половины этой суммы – 8,2 миллиарда рублей – средства ВЭБ.РФ. Федеральное финансирование позволит не только сохранить курский трамвай, но и сделать его современным и востребованным. Обновится не только пассажирский состав, но и вся база, без которой невозможна работа трамвайного транспорта. Не секрет, что рельсы за годы эксплуатации сильно износились, и для безопасного передвижения требуется их замена. В реконструкции нуждаются тяговые подстанции, депо. Ну а возраст трамвайных вагонов в Курске исчисляется десятками лет. Даже относительно новые успели поработать в Москве перед тем, как столичные власти отказались от них. – Мы уже провели большую работу в части модернизации городского электротранспорта. Поддержка проекта со стороны ВЭБ.РФ позволяет продолжить развитие трамвайной сети города Курска, – отметил губернатор Роман Старовойт. – До конца года планируем реконструировать 20,8 км трамвайных путей, 4 тяговые подстанции и ожидаем поставку 7 новых низкопольных трамваев. Таким образом, уже в текущем году мы сможем запустить движение по первому трамвайному маршруту. Реконструкция трамвайных путей в Железнодорожном округе стартовала в апреле. Работы начались с участка от Восточного депо до АПЗ-20. Уже в начале будущего года после масштабной реконструкции заработает депо на улице 2-й Агрегатной. В нём появится Центр организации движения, где сосредоточат службы, контролирующие общественный транспорт. Планируется, что по отремонтированным рельсам на первом маршруте уже в декабре поедут новенькие трамваи модели «Львёнок». Средства на их покупку теперь есть благодаря ВЭБ.РФ. К слову, первый трамвай «Львёнок» приехал в Курск в декабре прошлого года. Он был выставочным и использовался для обучения водителей. Апробация прошла успешно, и в Курск вместо выставочного экземпляра прямо с завода привезли трамвай той же модели. Ему вместе с «собратьями» предстоит выйти на линию и перевозить пассажиров. Примечательно, что областной центр вошёл в десятку городов, модернизацию городского электротранспорта в которых одобрило Правительство Российской Федерации. Программу лично курирует вице-премьер Дмитрий Григоренко. По словам заместителя председателя ВЭБ.РФ Олега Говоруна, схема финансирования проекта позволит Курской области снизить долговую нагрузку на региональный бюджет и обеспечить социально ответственный тариф для населения. Кроме того, обновление трамвайной сети сделает этот вид транспорта востребованным и популярным у населения. Если сейчас пассажиропоток трамвая составляет около 7,5 миллиона человек в год, то к 2035 году благодаря модернизации инфраструктуры электротранспорта его удастся увеличить до 8 миллионов пассажиров. Ожидается, что за весь срок реализации проекта налоговые поступления в бюджет региона составят 451 миллион рублей. Напомним, что в августе 2022 года администрация Курской области и компания «Мовиста Регионы» подписали концессионное соглашение по модернизации электротранспорта города Курска сроком на 25 лет. За этот период будет реконструировано более 42 километров трамвайных путей, депо, 8 тяговых подстанций. Кроме того, городской трамвайный парк пополнят 22 новых низкопольных трамвая. КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА – Важно, что это лишь первый транш из предусмотренных 8,2 млрд рублей, – говорит заведующий кафедрой «Менеджмент и информационные технологии» Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук Андрей Шевякин. – Схема финансирования выстроена таким образом, чтобы сократить нагрузку на региональный бюджет. Проект является долгосрочным и направлен на сохранение и развитие трамвайной сети в городе Курске, что позволит диверсифицировать транспортную инфраструктуру и обеспечить комфортную городскую среду для населения. Ирина ЛЕОНОВА