Фронтальное сокращение расходов бюджета в 2023 году: что означает и кому не хватит денег

В такой ситуации Минфин предложил всем ведомствам сократить расходы на 10% по незащищенным статьям. Эта программа получила название «фронтальное сокращение расходов бюджета». Решение еще не принято, но участники заседания правкомиссии по бюджетным проектировкам, где программа была представлена, «отреагировали в основном негативно», написали «Ведомости». РИАМО собрало мнения экспертов о том, что значит «фронтальное сокращение расходов бюджета» и какие расходы скорее всего пустят «под нож» в ситуации нарастающего дефицита бюджета. Какие именно бюджетные расходы пострадают Если говорить простым языком, то текущее предложение Минфина предполагает сокращение расходов всех незащищенных статей бюджета на одинаковые 10%, не выбирая из них, какие направления более приоритетные, а какие менее, комментирует ситуацию аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. «Однако я не думаю, что расходы бюджета будут сокращать именно фронтально, так как практически в каждой сфере экономики есть какие-то наиболее актуальные статьи расходов, а есть какие-то инвестпроекты, которые можно временно отложить», – говорит эксперт. Под незащищенные статьи расходов бюджета могут подпасть расходы на экологию, физическую культуру и спорт, ЖКХ, культуру и кинематографию, образование, перечисляет аналитик. Нельзя исключать даже сокращение расходов на здравоохранение на фоне эффекта высокой базы пандемийных лет и значительного объема вливаний финансовых средств в данный сектор за тот период, отмечает Чернов. «Участники заседания негативно отреагировали на предложение Минфина именно потому, что они считают несправедливым фронтальное сокращение расходов, ведь в каждой отрасли есть более приоритетные направления развития и менее приоритетные. Участники заседания попросили каждому ведомству самостоятельно выбрать, какие именно статьи расходов сокращать», – говорит Чернов. Юрист Данил Стренин также полагает, что, вероятнее всего, негативная реакция участников заседания была вызвана посылом, предполагающим недифференцированное сокращение расходов ведомств. Такой подход предполагает, что ведомства не могут выбрать, какие расходы нужно сохранить, а какие сократить, подчеркивает эксперт. Читайте также: Опустеет ли ФНБ к 2024 году и как избежать дефицита бюджета: мнения экспертов>> Сокращение расходов бюджета в 2023 году доставит неприятности гражданам Незащищенные расходы – это все расходы, не связанные с исполнением каких-либо государственных обязательств, объясняет доцент кафедры «Финансы и кредит» ГУУ, доктор экономических наук Николай Кузнецов. Под сокращение не попадают расходы на социальное обеспечение (выплаты бюджетникам, пенсии, социальные пособия), расходы на медицину, а также оборону и правопорядок (то есть армию и полицию). В совокупности незащищенные расходы составляют сегодня порядка половины бюджетных расходов, сообщает эксперт. «Таким образом, предлагаемое сокращение не затрагивает наиболее критичные сферы и поэтому не является таким уж “ужасным”. Настоящий “ужас” можно будет констатировать, только если Минфин вдруг объявит о необходимости сокращения и защищенных статей тоже», – говорит Кузнецов. Тем не менее, грядущее сокращение способно доставить неприятности всем гражданам страны, предупреждает экономист: программы инфраструктурного строительства, развития ЖКХ, повышения качества образования или культурной деятельности попадут под секвестр (то есть «под нож»). Однако решение пока не принято и проект отправлен на доработку: ведомства проявили единодушие и предложили Минфину, установив необходимый объем сокращения, предоставить им право самостоятельно определять, что именно и на какую величину сокращать. «Приведу сильно утрированный пример – если у нас запланировано строительство моста через реку, то построить его на 90%, “сократив” оставшиеся 10%, скорее принесет вред, чем пользу», – объясняет Кузнецов. Читайте также: Альтернативное бюджетное правило: поможет ли оно приумножить средства ФНБ>> Не сокращение, а перераспределение бюджетных расходов «Я не думаю, что “фронтальное” сокращение госрасходов будет реализовано на практике», – говорит кандидат экономических наук, доцент экономического факультета РУДН Максим Чирков. По его мнению, инициатива по сокращению незащищенных трат бюджета появилась, поскольку необходимо учесть ряд новых трат, многие из которых обозначены президентом. «Таким образом, речи о сокращении бюджетных расходов, с моей точки зрения, нет. Здесь идет дискуссия по поводу перераспределения расходов», – считает экономист. По его мнению, под некоторое сокращение могут попасть расходы на такие сферы, как охрана окружающей среды, национальная экономика, некоторые разделы общегосударственных вопросов – например, местное самоуправление, проведение выборов и референдумов, судебная система, международные отношения и международное сотрудничество. «Участники заседания борются за сохранение соответствующих государственных расходов, поскольку отвечают за соответствующее направление деятельности. В случае сокращения их эффективность может оказаться под вопросом», – так Чирков объясняет негативное отношение к программе участников правкомиссии. Читайте также: Какие налоги могут увеличиться в 2024 году и сможет ли это компенсировать дефицит бюджета>> Из-за фронтального сокращения расходов могут пострадать меры по господдержке экономики Несмотря на то, что федеральный бюджет пока не разделен на защищенные и незащищенные статьи, вероятность ощутимого сокращения госрасходов на исполнение социальных обязательств довольно мала – по крайней мере, в перспективе 2024 года, считает первый заместитель председателя правления ПАО «РосДорБанк» Эдуард Христианов. Очевидно, что деньги Фонда национального благосостояния в текущих условиях будут расходоваться на исполнение обязательств по текущим задачам. А вот меры господдержки экономики в части ее развития, скорее всего, пострадают больше других, подчеркивает банкир. В принципе, новость о сокращении господдержки экономики была ожидаемой, особенно после заявлений, прозвучавших на ПМЭФ-2023, отмечает эксперт. Так, глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина высказывалась за предоставление большей свободы действий бизнесу, который быстрее и эффективнее адаптируется к изменившимся обстоятельствам самостоятельно, нежели с помощью мер поддержки в виде государственного финансирования. «Вариант фронтального сокращения расходов маловероятен. Рациональнее применить избирательный подход, когда ведомства смогут определить наиболее и наименее актуальные программы, а также варьировать объем сокращения в зависимости от задач краткосрочного и долгосрочного планирования», – считает Христианов. Читайте также: Где взять деньги на открытие и развитие бизнеса: господдержка, программы, гранты, фонды>> Сокращение госрасходов в 2023 году не решит проблему дефицита бюджета Риторика обсуждения фронтального сокращения госрасходов, которое Минфин предлагает ведомствам, не решит вопрос дефицитности федерального бюджета из-за структурного увеличения его расходной части, считает кандидат экономических наук, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин. Эксперт понимает позицию Центробанка, который выступает против наращивания заимствований для восполнения дефицита бюджета. Она вызвана перекосом кредитования в пользу госсектора, затрудняющего доступ к займу коммерческим структурам. Гатауллин также напоминает об условности критериев разделения расходов на защищенные и незащищенные. По его мнению, речь идет о том, что под сокращение могут попасть, например, программы развития национальной экономики или защиты окружающей среды, что негативно отразится на развитии России в долгосрочной перспективе. Читайте также: Добровольное сокращение экспорта нефти РФ в августе 2023 года: как повлияет на экономику>>

Фронтальное сокращение расходов бюджета в 2023 году: что означает и кому не хватит денег
© РИАМО