Почему бизнес не спешит вкладывать в восстановление бывших промобъектов

Редевелопмент промзон очень популярен у архитекторов за рубежом: бывшие заводы превращают в мастерские, рестораны или офисы, а производства выносят за черту города.

Почему бизнес не спешит вкладывать в восстановление бывших промобъектов
© Российская Газета

Самые известные проекты такого рода в России реализованы в Москве: шоколадная фабрика "Красный Октябрь" трансформировалась в место для ярмарок и выставок, хрустальный завод - в креативный кластер "Флакон", территория предприятия "Рассвет" - в стрит-фуд. А что в регионах?

Инвесторы - предприниматели, а не благотворители: проекты без экономики их не привлекают

Еще в 2018 году власти Свердловской области заявили, что готовы продавать и отдавать в аренду за рубль здания-памятники, но очередь не выстроилась. Пока есть всего один удачный пример - госпиталь Верх-Исетского завода. Возрождение ансамбля XIX века с износом 65-80 процентов вылилось почти в два миллиарда рублей - такое по силам лишь крупному бизнесу. Кроме того, за рубль продается само здание, а землю под ним придется выкупать за десятки миллионов. Именно это, по мнению главы комитета по строительству областного Союза промышленников и предпринимателей Валерия Ананьева, и не сделало программу популярной. Он предлагает отдавать за рубль весь комплекс целиком, возлагая на инвестора обязательства по реставрации и реконструкции.

Тем не менее удачные примеры редевелопмента на Среднем Урале есть. Завод обработки цветных металлов (ОЦМ) в Екатеринбурге стал арт-галереей в стиле лофт. Сквозь витражи первого этажа виден фасад аффинажной фабрики 1916 года. На чугунолитейном заводе Турчаниновых-Соломирских XVIII века в Сысерти проводят кинопоказы, концерты, фестивали.

Но инвесторы в первую очередь предприниматели, а не благотворители, то есть проекты совсем без экономики их не привлекают. Та же площадка ОЦМ дала жизнь не только галерее, но и жилью бизнес-класса. Проект "Лето на заводе" раскрутили благодаря тому, что Агентство развития Сысерти выиграло президентский грант, нашло партнеров и заручилось поддержкой властей в благоустройстве прилегающей территории. Зарабатывать планируют на открытии кафе, магазинов и другой туристической инфраструктуры.

Второй стоп-фактор скорее идеологический.

- Мы по-прежнему сталкиваемся с позицией: при реставрации нужно восстановить здание таким, каким оно было изначально. Однако архитектура должна работать и соответствовать актуальным потребностям жителей. Охранные регламенты не решают проблему качества проектов, при этом могут затормозить развитие центра мегаполиса, - рассуждают в компании "Брусника".

Еще одна серьезная проблема - субъективизм. На всю страну - 600 государственных экспертов по памятникам, и порой они дают полярные заключения по одному и тому же зданию. Причем к старине предъявляются те же требования, что и к новоделу. Например, "Атомстройкомплексу" пришлось получать подтверждение, что двухэтажный 180-летний дом в центре города… не помешает самолетам. Если в гражданском строительстве действует "регуляторная гильотина", то по объектам культурного наследия (ОКН) на согласование все еще дается 45 рабочих дней, плюс сроки на выдачу разрешений. В итоге даже минимальная реставрация занимает не менее 1,5 года, а масштабная растягивается на три-четыре.

- Категории ОКН разные, а требования к проведению работ на них идентичны. Более того, в реестр в прошлом могли ошибочно попасть здания, вообще не имеющие ценности. Если провести градацию по значимости объектов и степени вмешательства в конструктив, мы сможем расширить круг потенциальных инвесторов, - считает Юлия Бердюгина, секретарь комиссии при экспертной группе Национального объединения застройщиков. - Кроме того, городам нужно разрабатывать стратегии сохранения памятников. Сегодня это часто происходит без привязки к общественным и экономически активным пространствам, соответственно нельзя спрогнозировать окупаемость.