В России – дефицит кондиционеров. В чем причина?
В Западной Европе аномально жаркое лето, в Германии столбики термометров штурмуют отметку 40 градусов по Цельсию, а кое-где она уже преодолена. Изнеженные немцы и их соседи по Евросоюзу резко бросились ставить кондиционеры, цены на них шустро поползли вверх. Поставщики климатической техники оперативно отреагировали на возросший спрос и переключили поставки с ряда других рынков. В том числе с российского.
В традиционной комфортной Европе очень жарко, а будет ещё хуже – синоптики обещают, что вскоре станет ещё хуже. Ожидается, что из Сахары принесёт совсем уж раскалённый воздух, и температура повысится до 45 градусов. Для белого человека это – самый настоящий ад.
«В обычно вполне прохладном Берлине сейчас тоже пекло, но из-за вполне умеренного климата кондиционерами в Германии оборудовано менее 10% личных жилищ. Многие устанавливают в домах кондиционеры, потому, что такой жары в Германии лет 20 не было. Пожилым людям очень тяжело переносить жару, обычно в Германии в такое время где-то 23 градуса. Сейчас за окном плюс 34. Кондиционеры везде, где они есть, работают. Люди все практически на водоемах, ожидается 38-40 градусов», – рассказывает главный редактор журнала «Берлинский телеграф» Александр Бойко.
В соседних странах аналогичная картина, а кондиционеров тоже немного. Во Франции в среднем теплее, климатическая норма там выше, чем в Германии, однако мсье славятся своей патологической жадностью – кондиционеров установлено примерно столько же, как и у немцев. Испанцам и итальянцам ветры из Сахары не страшны, у них и так всегда жарко, посему климатической техники там хватает.
Но есть ещё Бельгия, Нидерланды, Дания, Польша, Венгрия, Чехия и т. д. Там везде тоже нынче не очень комфортно, и все с ужасом ожидают жаркого дыхания великой пустыни. И спешно ставят кондиционеры.
«Сейчас наблюдается резкий скачок цен на кондиционеры, не связанный с курсом доллара. Валютная составляющая за последние пару месяцев, понятное дело, сильно задрала ценники, но сейчас иная картина. Просто резко обрубили поставки, судя по всему, переориентировав часть из них на Европу. Не по всем маркам, конечно, но к нам сейчас преимущественно везут такое лютое дерьмо, по сравнению с которым даже «Ballu» – верх совершенства и надёжности. У нас, к счастью, нынче холодное лето, иначе бы цены рванули вверх ещё сильней.
Говорить о какой-то средней оценке роста стоимости климатической техники не приходится, каждый переписывает ценники в меру собственных способностей. Кто на 10%, а кто и на 20-30% и больше. И в зависимости от того, чем торгует и что у него с поставками. Например, технику от Mitsubishi и Daikin, несмотря на её запредельную стоимость, можно и вовсе не найти. Или совсем уж по весу в золоте. В целом, думаю, ситуация нормализуется, в том числе с ценами, слишком дорогие приборы у нас народ просто не потянет. Сейчас не стоит суетится, тем более, это лето в России на удивление холодное», – говорит инженер по климатической технике Николай.
Как несложно догадаться, РФ в данном случае тоже полностью зависит от импорта. Хотя в истории нашей страны – причём довольно недавней – есть пример того, как нужно делать. Бакинский завод бытовых кондиционеров (БЗБК) первым в СССР освоил не только выпуск данной техники, но стал крупным экспортёром, в том числе комплектующих.
Изобретать велосипед тогда не стали и тупо купили лицензию у японской компании Hitachi. Для своих лет модели БК-1500, БК-2000 и БК-2500 (бытовой кондиционер, соответственно 1500, 2000 и 2500 ватт) были вполне современными и отвечали всем параметрам. Это сейчас они кажутся нам громоздкими и шумными – работают до сих пор, несколько лет назад автор их видел своими глазами! – а тогда все аппараты в мире были такими же. Из 400-500 тысяч кондиционеров, производимых ежегодно, 140-150 тысяч уходили на экспорт. Причём отнюдь не только на Кубу и в прочие соцстраны, в основном зарабатывали валюту. Например, в далёкую Австралию каждый год продавали более 10 тысяч аппаратов.
А компрессорное производство при заводе – мощность более миллиона единиц продукции в год – половину своей продукции отправляло в адрес компании Toshiba. Да, тогда японские кондиционеры были с русскими компрессорами! Кому нынче скажешь – ведь не поверят. Но факт. БЗБК был крупнейшим кондиционерным производством в Европе и Азии, только у американцев имелись более масштабные заводы.
К 1990-му была разработана первая советская сплит-система, её должны были делать и на БЗБК, и в Ленинграде – под маркой «Нева». Но вскоре великой державы не стало, а на её пространстве пошла массовая деиндустриализация – с подачи «общечеловеков» врагами народа разрушалась великая советская промышленность. Работающий с огромной прибылью завод в Баку вскоре закрыли, а кондиционеры «Нева» вообще мало кто видел, их успели выпустить очень немного.
Согласно данным аналитического ресурса «Чек Индекс», по сравнению с ситуацией год назад спрос на кондиционеры в РФ увеличился на 67%. Впрочем, в прошлые годы рынок рос примерно аналогичными темпами, тут ничего необычного нет. И, как несложно догадаться, мы больше платим зарубежным производителям.
Хотя можно наладить производство и в нашей стране. Именно производство, начиная от сырья, заканчивая готовыми товарами, как это нынче принято говорить – с полной локализацией. Как оно было в СССР. Купить лицензию – продадут, тут вопросов нет, да и оборудование тоже – и открыть завод. Или два, а то и несколько, объём рынка большой. Можно и получать прибыль, и платить налоги, то есть работать на благо России в целом.
«Именно затяжная стагнация – и в производстве многих товаров, и в доходах населения – привела к тому, что рост налоговой базы оказался достаточно ограничен, а теперь уже не спасают ни мировые цены на ресурсы, ни цифровые методы налогового контроля. Российской экономике нужно восстановление экономического роста. Тогда и проблема дефицита бюджета по мере роста налоговой базы будет постепенно разрешена.
Сейчас крайне важно, чтобы экономическая политика – не только налогово-бюджетная, но и денежно-кредитная – была ориентирована на развитие бизнеса. Нужно по максимуму снять те препятствия, которые сдерживают сейчас развитие частного предпринимательства, и не только крупного, но и малого и среднего. Обеспечить доступность финансов, снять инфраструктурные ограничения, создать благоприятный деловой климат, прежде всего, в плане регуляторных условий и защиты прав предпринимателей. И для бюджета это, конечно, расходы, но без них выйти из стагнации не получится», – объясняет доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.
Мы видим что-либо в этом роде? Нет. Курс рубля искусственно обвалили, причём на ровном месте, и теперь у предприятий гораздо меньше возможностей закупать оборудование. Импортное, поскольку отечественное отсутствует. Готовится повышение ставки ЦБ, что сделает кредитные ресурсы ещё более дорогими, хотя они и так уже совершенно недоступные – у заводов и фабрик колоссальный дефицит оборотных средства.
Никакой заинтересованности властей в развитии промышленности не наблюдается, наоборот, продолжаются банкротства – по большей части искусственные – предприятий. В том числе оборонных... Вместо той самой реиндустриализации, про которую немного поговорили весной 2022 года, чиновники продолжают деиндустриализацию. То есть подрывную деятельность в интересах Запада.
Русские кондиционеры – и не только они – могут снова появиться лишь в том случае, если в стране победят прогрессивные силы.
«Главный фронт проходит внутри России, точнее – внутри Садового кольца. Мы уже говорили о новой приватизации, сознательно разгоняемой инфляции, оцифровке людей с отменой наличных денег в интересах глобального капитала и их местных надсмотрщиков. Происходящее всё острее ставит вопрос о дееспособности верховной власти, её возможности начать действовать в интересах России. Шансы еще есть, но окна возможностей уже начали закрываться», – предупреждает гендиректор Череповецкого литейно-механического завода Владимир Боглаев.