Как изменилась жизнь колясочницы после установки подъемника в ее доме

Договориться с Натальей о встрече оказалось не так-то просто: весь день у бывшей затворницы расписан чуть не по минутам. Сегодня вот, например, едет к стоматологу - через весь город, на автобусе. "Не ужасайтесь, мне ведь только в радость покататься подольше!" - смеется женщина.

Как изменилась жизнь колясочницы после установки подъемника в ее доме
© Российская Газета

Развели руками

С 44-летней жительницей Красноярска Натальей Шаповаловой мы познакомились весной 2021-го, когда она изо всех сил пыталась добиться от городских властей, чтобы в ее подъезде установили подъемник. И она смогла бы хоть иногда выбираться на улицу, а не сидеть в четырех стенах. "РГ" тогда писала об ее проблеме ("Лестница преткновения", 01.07.2021г.).

Наталья - дипломированный психолог, образование получила заочно, потому что в инвалидной коляске находится с детства. Диагноз редчайший и страшный - СМА, спинно-мозговая атрофия. Это генетическое заболевание, которое преследует ребенка с самых первых дней жизни, не оставляя никаких шансов на выживание: сначала отказывают мышцы рук, потом малыш перестает ходить, сидеть, дышать. К тому же она чудовищно ослабляет иммунитет, даже самое невинное заболевание может привести к летальному исходу. Большинство таких больных умирают, не достигнув совершеннолетия, у остальных жизнь может оборваться в любой момент. С самого рождения женщина борется с этой кошмарной болезнью…

Раньше семья жила в Усть-Илимске Иркутской области, но 12 лет назад перебрались в Красноярск как в город с намного более доступной средой для людей с ограниченными возможностями здоровья. Квартиру выбирали с учетом ипотеки, но жилье понравилось - светлое, просторное. Правда, на четвертом этаже. В лифт на коляске еще въедешь, а дальше - никак…

- Меня с самого начала смущали ступеньки, которые ведут с первого этажа на улицу, но в управлении соцзащиты заверили: "Даже не беспокойтесь, в городе все делается для того, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья жили полноценной жизнью. Если потребуется, решим любую проблему!" Но только мы отпраздновали новоселье, чиновники развели руками: "Извините, в вашем случае пандус установить нельзя - слишком большой угол наклона лестницы. А больше ничем помочь не можем!" - рассказывала Наталья в 2021-м.

Радиатор - всему голова?

Неизвестно, как дальше сложилась бы ее жизнь, но судьба познакомила женщину с известным в городе общественником, инвалидом-колясочником Александром Ткачевым. В свое время тот сам столкнулся с похожей бедой. Семь ступеней от входной до подъездной двери преграждали ему доступ к свободе. Пандус по техническим причинам сделать было нельзя и власти, к которым инвалид обратился за помощью, "умыли руки". Тогда Александр с с друзьями самостоятельно сконструировали и установили в его жилище подъемник. "Вот и мне бы так!" - загорелась Наталья.

Но тут на дыбы встала управляющая компания "ЖСК", обслуживавшая дом. Для установки подъемника всего-то требовалось перенести на другую стену радиатор центрального отопления. Но, по словам коммунальщиков, делать этого было категорически нельзя. Почему - непонятно, в УК причин не объясняли, только делали "страшные глаза". В администрации же района к идее об установке подъемника тоже отнеслись равнодушно: нельзя - ну и ладно, бюджетные деньги целее будут.

Не смогла помочь даже прокуратура, куда тоже обращалась семья Шаповаловых. И много лет жизнь Натальи сводилась к общению с домашними питомцами и переписке в сети. "У нас за окном парк замечательный. Мне друзья рассказывают, как там красиво, особенно сейчас, когда цветет сирень. А я сижу и слезы глотаю…" - вздыхала женщина.

Прошло два года, и вдруг - звонок. "Мне установили подъемник! Могу теперь гулять где хочу! Я свободна, ура!" - и счастливый смех.

"Я свободна!"

Как оказалось, для решения проблемы всего и надо-то было - сменить УК "ЖСК" на другую компанию. Которая быстро привела ободранные подъезды и замусоренный двор в порядок, перенесла радиатор на противоположную стену (и ничего не помешало!), а там и власти наконец подключились.

…Я стою у входа, вдоль лестницы на первый этаж расположен компактно сложенный подъемник. Наталья выезжает из лифта, нажимает кнопку и - вуаля! - устройство, негромко гудя, раскладывается, опускается пол, поднимаются поручни. 20 секунд - и подъемник бережно доставляет женщину в инвалидной коляске к входной двери, минуя ступени.

- Поехала, поехала наша принцесса, счастье-то какое! - всплескивает руками спускающаяся по лестнице пожилая женщина.

- Здравствуйте, баба Аня! - весело машет ей рукой Наталья.

Как она говорит, для нее теперь все - сплошное удовольствие. Поздороваться с соседями, обсудить последние новости, даже немного посплетничать.

- Ой, мы тут недавно в магазине арбуз купили, и прямо на улице его съели. До самого вечера сидели, так хорошо было, - улыбается колясочница. Потом добавляет задумчиво:

- Знаете, я раньше не понимала, почему люди с утра прогноз погоды смотрят? Ну что в этой погоде такого особенного? А теперь сама проснусь и первым делом в интернет лезу: не будет ли дождя, сколько градусов на улице - надо же знать, как одеваться, чтобы идти гулять!

Конечно, Наталья не только сидит во дворе с окрестными бабушками. Она ездит на экскурсии ("Посетила уже Свято-Успенский монастырь и музей Сурикова, вот теперь мечтаю на Столбах побывать, а еще друзья в гости в деревню зовут!"), курсирует по всему городу по своим личным делам, записалась в местную библиотеку.

Разумеется, говорит она, книги можно и из Сети скачать, но какое же это непередаваемое наслаждение - передвигаться между книжных полок, вдыхать особый - библиотечный - запах, общаться с такими же, как она, читателями…

- Я уже получила несколько предложений работы - дистанционно, естественно. Но не тороплюсь, решила все дела отложить на позднюю осень. А сейчас - наконец-то дорвалась до лета и наслаждаюсь каждым солнечным днем. Я счастлива и свободна! - улыбается Наталья и, сидя в коляске, раскидывает руки, словно стремясь обнять весь мир. Который теперь принадлежит и ей тоже.

Между тем

"Российская газета" позвонила супружеской паре Стручалиных из Канска, история которых в прошлом году прогремела на всю страну ("Прорубить окно в жизнь", 02.11.2022г.).

Наталья и Александр, инвалиды-колясочники, полтора года требовали от властей города установки подъемника в их квартире. Чиновники отбивались, как могли, но справедливость все же восторжествовала: прокуратура обязала слуг народа выполнить все работы для установки необходимого маломобильной семье устройства. Суд был выигран еще прошлой осенью. Администрация Канска смирилась с поражением и пообещала сделать все возможное, смиренно попросив лишь перенести начало работ на теплое время года. Так что нынешним летом Наталья и Александр уже планировали вовсю выезжать из дома по своим делам, используя для этого новенький подъемник.

- Нет, не сбылись наши надежды, - вздохнула в трубку Наталья Стручалина. - Чиновники изо всех сил ставят палки в колеса: придумывают отговорки, затягивают с оформлением бумаг, из-за чего строительная группа не может приступить к работе… Мы уже снова в прокуратуру обращались, им пригрозили новым иском, но воз и ныне там. Боюсь, дотянут до холодов, а там что - опять тепла ждать?..

Мнение

Александр Ткачев, инвалид-колясочник, руководитель Красноярской краевой общественной организации инвалидов и ветеранов правоохранительных органов и вооруженных сил:

- После того как я установил в своей квартире подъемник и вышел, можно сказать, на свободу, пришло осознание: никто не расскажет обществу о проблемах инвалидов, об их нуждах и чаяниях лучше, чем они сами. А значит, нельзя прятаться ото всех в запертой наглухо квартире. Наоборот - нужно выходить и стучать в другие двери, стучать изо всех сил. Ведь, несмотря на то, что везде говорится об открытой городской среде, власти до сих пор всеми способами "волокитят" установку подъемников для людей с ограниченными возможностями здоровья. Да что там, даже нормальный пандус инвалиду выбить - это огромный труд! В результате в одном только Красноярске в своих квартирах заперты не менее тысячи человек - активных, желающих принимать участие в жизни города. Они желают, но не могут. А ведь есть еще те инвалиды, что поставили на себе крест и совсем опустили руки…