Более ста производственных компаний уже вошли в кластеры Алтайского края

Алтайский край одним из первых в стране начал развивать кластерное движение. Сегодня в регионе действует пять кластеров, объединяющих более ста промышленных, научных и образовательных организаций. Они производят более десяти процентов всей промышленной продукции, выпускаемой в регионе. Зачем предприятия объединяются и что дают им кооперационные связи?

Более ста производственных компаний уже вошли в кластеры Алтайского края
© Российская Газета

Пятнадцать лет назад, в 2008 году, в Алтайском крае был открыт первый биофармацевтический кластер - "АлтайБио". Сегодня в регионе, кроме биофармацевтического, работают кластер аграрного машиностроения "Алтакам", кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий "Алтэк", полимерный композитный кластер "Алтайполикомпозит" и Барнаульский промышленный химический кластер (БПХК).

- Создание кластеров позволило привлечь федеральное финансирование. На эти средства приобретаем оборудование для лабораторий и центров коллективного пользования, - отметил директор Алтайского центра кластерного развития Дмитрий Ляхов. - Это помогает предприятиям разрабатывать и выпускать инновационную, импортозамещающую продукцию, реализовывать совместные проекты. Кроме того, участники кластеров могут пользоваться дополнительными федеральными и региональными мерами государственной поддержки. Так, "Алтакам" и БПХК вошли в перечень промышленных кластеров, утвержденный минпромторгом РФ. Это позволило промхимкластеру привлечь свыше ста миллионов рублей федеральной субсидии на реализацию совместного проекта по созданию колодки для производства шин на заводах "Нортек" и АТИ.

Условия вхождения в федеральный перечень до недавнего времени были очень жесткими, и немногие региональные кластеры могли им соответствовать. Сейчас же процедуру упростили: число предприятий-участников снизили с десяти до пяти, а меры поддержки, наоборот, расширили.

Помимо субсидии, до 150 миллионов руб-лей, участники кластеров могут привлечь и льготный кредит на заработавшей в этом году инвестиционной платформе. Условия - от двух до ста миллиардов рублей по ставке 5,25 процента годовых на реализацию совместных кластерных проектов.

- Правда, учитывая, что минимальная сумма кредита - два миллиарда, такая объемная поддержка пока не интересует участников кластера, большинство из которых - малые предприятия. А вот субсидии - более реальный инструмент поддержки, - подчеркнул Дмитрий Ляхов.

Как пояснил замминистра экономического развития Алтайского края Сергей Кореннов, сейчас, когда условия упростились, любые пять компаний (необязательно близкие территориально и по специфике производства, как раньше) могут объединиться в кластер для реализации совместного проекта и подать заявку на субсидию или льготный кредит.

Кластерные предприятия активно пользуются и региональной поддержкой. Для них организуют коллективные стенды на крупных международных и всероссийских промышленных выставках, проводят межрегиональные бизнес-миссии. Есть льготы и при получении индивидуальной финансовой поддержки - субсидировании затрат на участие в выставках, сертификацию продукции и разработку проект-ной документации.

По словам руководителя энергомашиностроительного кластера Дмитрия Абалымова, "Алтэк" пока не планирует получать федеральный статус - условия, по его мнению, по-прежнему трудновыполнимые. Но это не мешает предприятиям кластера работать над крупными совместными проектами.

- Сейчас в Забайкальском крае более десяти наших компаний строят котельную на семьдесят мегаватт, - рассказал Дмитрий Абалымов. - Одни разрабатывают проект, другие строят котлы, третьи - вспомогательное оборудование, четвертые занимаются инжинирингом, пятые изготавливают металлоконструкции. Благодаря совместному проекту мы привлекли в Алтайский край более шестисот миллионов инвестиций. Это очень хороший пример того, зачем нужны кластеры. Объединение позволяет нам реализовывать крупные проекты в малой энергетике - от техзадания до сдачи объекта в эксплуатацию.

Крупные совместные проекты есть и в других кластерах. В агромашиностроительном, например, якорное предприятие "Агроцентр" выпускает почвообрабатывающие комплексы, а ряд небольших компаний производит для них детали, предоставляют инжиниринговые услуги.

- Кластерный подход помогает малым инновационным компаниям расти рядом с якорным предприятием и выходить на новый уровень, - уверен руководитель ассоциации "Алтакам" Андрей Смышляев. - Сейчас у малых инновационных предприятий большая потребность в инжиниринговых услугах, разработке конструкторской документации. Их предоставляют компании, созданные на базе вузов и в самих кластерах. Наши предприятия очень нуждаются в новых разработках из-за открывшихся ниш в связи с уходом зарубежных производителей сельхозтехники с российского рынка.

По мнению ректора АлтГУ Сергея Бочарова, чтобы активнее привлекать вузы к созданию инновационных продуктов в кластерах, нужно сначала решить проблему разграничения интеллектуальной собственности.

- У нас смешивают понятия кластеры и кооперация. Кластеры изначально объединяют конкурентов для совместного продвижения продукции и получения поддержки. А совместные проекты - это уже кооперация. Но поскольку у нас в кластерах предприятия-конкуренты совместно выпускают продукцию, то возникают проблемы с правами на разработанные инновационные продукты. Приведу пример, АлтГУ (входит в биофармацевтический кластер. - Прим. ред.) сотрудничает с компанией Сиббиофарм в разработке ферментов. Мы предлагали привлечь к исследованиям еще одну компанию, но партнеры против, потому что не хотят ни с кем делиться научными разработками. Поэтому при объединении конкурентов в кластеры в первую очередь нужно решать вопросы интеллектуальной собственности, - считает Сергей Бочаров.

Но в алтайских кластерах не так много прямых конкурентов, да и те научились договариваться. По словам Дмитрия Абалымова, в "Алтэке" несколько групп предприятий, и только котельщики, являются конкурентами друг другу.

- Вначале мы действительно не могли их объединить, потому что они опасались промышленного шпионажа. Но потом мы разработали свод правил, который позволяет оберегать участников от перетягивания специалистов, разработок и идей. Поэтому даже прямые конкуренты участвуют в со-вместных проектах. Так, наши котельщики вместе со специалистами Новосибирского катализного комбината сейчас работают над созданием установки для компенсации дымовых газов в котлах. Эта разработка нужна всем котельщикам, и каждый из них сможет ею пользоваться. Я считаю, что алтайские предприятия должны конкурировать с другими регионами, с зарубежными производителями. А внутри края нужно друг другу помогать и делиться современными технологиями, чтобы каждый в отдельности не изобретал велосипед.

В поликомпозитном кластере вообще нет конкурентов, все предприятия различны и по ассортименту выпускаемой продукции и по использованию сырья. Но совместных проектов много.

- Два бийских предприятия наладили выпуск гибких армированных труб: одно делает линейную продукцию, другое - фурнитуру, - отметил руководитель ассоциации "Алтайполикомпозит" Евгений Пазников. - Также мы запустили со-вместный проект по производству газовых баллонов высокого давления и сегодня работаем над проектом по выпуску трубопроводов высокого давления для перекачки нефтепродуктов. По-моему, неважно, как называется объединение - кластер или кооперация. Главное - есть результат в создании инновационной продукции и есть государственная поддержка. .

Справка РГ

В Алтайском крае пять кластеров объединяют более 110 участников, в том числе около ста производственных предприятий, а также научные и образовательные учреждения. По данным минэкономразвития региона, совокупный объем выпуска продукции компаний, входящих в кластеры, в 2022 году достиг 66,2 миллиарда рублей, а среднегодовой прирост выручки на этих предприятий составляет пять-десять процентов.