Мы не ловим преступников или тушим пожар, а предотвращаем эти ситуации

— Игорь Владимирович, если судить по выполненным работам, то почти с самого основания "СОТИС-СВ" работает с такими крупными заказчиками, как, например, "Волга-Сталь". Почему так получилось?

Мы не ловим преступников или тушим пожар, а предотвращаем эти ситуации
© Волга Ньюс

— У нас город достаточно маленький. Есть теория шести рукопожатий, а у нас в Тольятти ее можно назвать теорией двух рукопожатий. С кем-то учились вместе, в одну секцию или хор ходили. Все мы друг друга знаем, и, как правило, все объекты, как крупные, так и маленькие, находились через знакомых. Так мы работали с 1997 года. Никаких тендеров не было, только связи. Если надо было сделать — звонили, спрашивали: "Сможешь хорошо сделать? — Я не смогу, но у меня друг может", — так находили друг друга: определяли стоимость, объем работы. При этом все было по-честному и друг другу доверяли, слово было словом. Так было примерно до 2008 года. К сожалению, сейчас этого нет.

— Вы помните первого заказчика?

— Первого заказчика трудно вспомнить. Мы в 90-е в институте организовали дискотеку "Праздник", что-то зарабатывали. Первый заработок был там. Потом какие-то свадьбы, на турбазах работал, была студия звукозаписи, видеосалон, ремонтировал радиоаппаратуру в кооперативе "Электрон". Уже после этого самые первые заказчики по системам безопасности пошли. Помню, ремонтировал видеокамеры и охранные датчики.

— Как создавалась компания и с какими сложностями вы сталкивались?

— Мой дядя занимался на АвтоВАЗе системами безопасности, а так как я был радиоинженером по образованию, то он меня взял к себе. Три года у него отработал прорабом, очень многому научился и открыл свою компанию. Сложности были и на первых порах, и сейчас есть.

Предпринимательство в России достаточно рисковая штука. И надо хорошо подумать, прежде чем начать заниматься своим делом. В нашей стране нет четко определенных правил игры. С ростом количества контролеров увеличиваются ограничения, поэтому сфера частного бизнеса рискованна и непредсказуема. Сегодня скажут: так надо работать, завтра — по-другому. Есть конкуренты, которые заходят на объект без техники, людей и опыта, но с административным ресурсом, а у тебя — зарплаты, налоги, аренды, проверки, охрана труда, обучения и кредиты, даже если нет работы. Первым делом рассматриваем возможность выполнения работ качественно и в срок, и только потом прибыль.

— Какой проект был самым прибыльным?

— Любой, наверное, проект. Мы получаем либо прибыль, либо опыт. Второе бесценно. Налогообложение, накладные расходы, дорогие кредиты, межпроектные перерывы, сертификация, лицензирование не позволяют получать супердоходы. Для уменьшения расходов и повышения качества работ мы работаем без привлечения субподрядчиков. У нас есть монтажники, программисты, сварщики, строители. Свой сварочный цех и электроцех. Например, если у нас есть задание сделать высокоинтеллектуальное ограждение, то мы это делаем "под ключ": сварочный цех изготавливает опоры под освещение, видеонаблюдение, охрану периметра, строители устанавливают, электромонтажники собирают шкафы управления и оптики, монтируют оборудование, программисты пишут программы и производят пусконаладку. Был печальный опыт обращения к субподрядчикам, к сожалению, пришлось переделывать, ломать и заново строить. Конкурируем за счет того, что все делаем самостоятельно.

— Чем занимается "Сотис", если описывать это простыми словами?

— Техническими средствами охраны, автоматизацией технологических процессов.

— Летом я была на встрече с Натальей Касперской, которая представляла Ассоциацию разработчиков отечественного ПО. Она говорит, что такая ситуация в мире является шансом занять место ушедших компаний, расширить бизнес. Есть ли такая возможность в вашей сфере?

— Да, как я уже говорил выше, конкуренция уменьшилась, уходят недобросовестные компании и те, кому надоело бороться. И наконец-то заказчик начинает понимать, что выбор подрядчика — это не слепое дело и подрядчики разные бывают. С Касперской я согласен, компания у нее очень успешная, этот человек знает, о чем говорит. Да, есть шанс, и надо им пользоваться.

— Насколько сильна конкуренция в вашей сфере?

— Сейчас наблюдается тенденция к снижению конкуренции из-за уменьшения количества фирм. Но этот вопрос в России стоит очень интересно: зачастую связи решают судьбу конкурса, а никак не качество работы и сроки. Фирмы открываются на три года, потому что в течение этого срока по закону чиновники не могут их проверять. Затем открывается новая. Сейчас ситуация выправляется, и налоговая стала закрывать "однодневки", новую фирму открыть стало гораздо сложнее. Но тем не менее остаются компании, которые, не отдавая себе отчета, не вникая в задачи проекта, сроки, стоимость, просто заходят и не выполняют работы. Из-за этого и дома рушатся, и свет пропадает. Коррупционная составляющая тоже присутствует: недобросовестные представители заказчика подписывают акты невыполненных или недовыполненных работ. С этим, конечно, борются, но не так эффективно и успешно, как в Китае. Это следствие единственного критерия выбора подрядчика — стоимость, а не качество работ. Вот когда это поменяется местами, возможно, и в нашей жизни что-то поменяется.

— Хотелось бы подробнее узнать про проект "Веб-система обеспечения безопасности". Что он из себя представляет и как он развивается в рамках "Жигулевской долины"?

— Идея давно была выстроена. Мы начинали с систем безопасности и продолжаем эту тему развивать. Проект надо было просто собрать, систематизировать, классифицировать. В связи с неоднократными изменениями сводов правил, порядка проверок, взаимоотношений между МЧС, Росгвардией, заказчиком, подрядчиком, обслуживающей и охранной организациями все это надо было привести к единому знаменателю. И программа разрабатывается как раз для этого. А самое главное, она помогает предотвратить кражи и пожары. Аппаратно-программный комплекс "Веб-система обеспечения безопасности" — даже не вид заработка, а дополнительная услуга, которую мы предоставляем в рамках технического обслуживания объекта.

— Что дает компании "Жигулевская долина"? Пользуетесь ли вы господдержкой, которую она предлагает?

— Господдержкой не пользуемся, справляемся сами. В "Жигулевской долине" проводятся круглые столы, обсуждения, встречи. Она смогла собрать интересные фирмы и людей с горящими глазами.

— Как чувствует себя компания в ситуации санкций?

— Изменились сроки поставки оборудования, стоимость. Не все оборудование можно оперативно купить, приходится иногда стоять в очередях от двух до шести месяцев. Мало того, даже российское оборудование иногда не купишь, большая зависимость от импортных комплектующих. Думаю, следующий год покажет, но мы просели по поставкам, санкции заметны.

— Есть ли планы на участие в каких-то крупных проектах, выход за рамки Самарской области?

— Почему не выходим за рамки Самарской области? Потому что у нас есть работа в Тольятти и области. На командировки соглашаемся в исключительных случаях. Город развивается, специалисты требуются везде. Если делаешь работу качественно и в срок, будешь всегда востребован.