Владимир Прокофьев: дорогу осилит ведущий
Владимир Прокофьев – один из самых ярких и харизматичных лидеров операторского движения в России, обладатель почетного звания «Заслуженный работник транспорта РФ», нагрудного знака «Почетный железнодорожник», орденов «Звезда Созидания» и «Пламенеющее Сердце», профессионал- железнодорожник с уникальными организаторскими способностями.
В конце 1990-х при его непосредственном участии была создана операторская компания ООО «Линк Ойл», транспортировавшую нефтепродукты с Киришского НПЗ в порты Балтии. (Пример существенного улучшения прежней технологии перевозки уже стал хрестоматийным: в результате предложенной В.Прокофьевым схемы, оборот цистерн, который ранее составлял 5–6 суток, сократился до 45-46 часов). В 1999 году В.Прокофьев основал и возглавил ООО «БалтТрансСервис».
Это был сложный период в развитии операторского бизнеса, и быть первопроходцем всегда нелегко. Однако управляемая им операторская компания всегда отличалась и отличается высоким качеством обслуживания клиентов и доведением технологий перевозки до совершенства.
При его активном участии сформировалась Ассоциация перевозчиков и операторов подвижного состава (АСКОП), президентом которой он стал с 2001 года. Одной из приоритетных целей АСКОП было создание реальной конкуренции на рынке в сфере перевозок железнодорожным транспортом. Эксперты Ассоциации с самого начала активно участвовали в нормотворческой деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти в сфере железнодорожного транспорта. Именно В.Прокофьев добился того, что в закон «О железнодорожном транспорте в РФ» было внесено определенное положение об операторах подвижного состава. В целом, АСКОП под руководством В.Прокофьева сыграла заметную роль в становлении конкурентного рынка на российских железных дорогах.
К юбилею одного из лидеров операторского движения в России редакция журнала «РЖД-Партнер» выпустила книгу «Владимир Прокофьев: дорогу осилит ведущий».
Издание представляет собой книгу воспоминаний Владимира Прокофьева (мемуары дополняются его архивными интервью по актуальным вопросам развития рынка железнодорожных перевозок, а также мнениями коллег и партнеров).
В чем секрет его успеха? Какие метаморфозы отечественной экономики и в том числе транспортного рынка наблюдал и испытал В. Н. Прокофьев на собственном опыте? Как удается совмещать столь разноплановые сферы деятельности и при этом достигать стопроцентного результата в любом своем начинании?
Эта книга будет интересна не только его многочисленным друзьям и представителям транспортного сообщества, но и более широкому кругу читателей. Биографическая повесть описывает этапы становления личности, закалки характера, выработки жизненных принципов. Герой приводит разные примеры и истории из своей жизни – порой курьезные, а порой содержащие определенные философские выводы, описывающие жизненные установки и общественную позицию.
Ниже предлагаем вниманию читателей отрывок из мемуаров В.Прокофьева, а также несколько цитат-мнений представителей отрасли о нем:
…«Тебе подарок – строчка в законе…»
Другой нашей проблемой было то, что правовой основы для операторской деятельности, прописанной на законодательном уровне, на протяжении некоторого времени не было вообще никакой. Вполне можно сказать, что как раз мы в то время ее и создавали: та самая комиссия по реформированию железнодорожного транспорта под руководством Некипелова, помимо проблемы тарифов, выделения локомотивной, вагонной и прочих составляющих, параллельно занималась еще и оформлением статуса компаний-операторов. В конечном виде это должно было войти в федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», который формулировал и закреплял все основные положения реформы системы МПС и создания акционерного общества «Российские железные дороги».
Но прекрасно известно, что от каких-то предложений до окончательного появления того или иного положения в тексте принятого Госдумой закона – путь неблизкий. Бывают нужны еще и некоторые административные усилия, чтобы важный для тебя пункт в какой-то момент не выпал из окончательного текста документа, потому что иначе этот поезд уже уйдет безвозвратно.
У меня самого такого ресурса на законодательном уровне не было, но любая Ассоциация – это ведь не только площадка для дискуссий, но и территория решения общих задач.
В какой-то момент бывшие коллеги из команды Геннадия Тимченко, с которыми мы продолжали поддерживать отношения, попросили меня описать, какой, на мой взгляд, могла бы быть строчка об операторской деятельности в законе о железнодорожном транспорте. Задача была очень непростой: сев за стол, я вдруг понял, что чуть ли не в одном-единственном предложении должен сформулировать и свое железнодорожное мировоззрение, и чуть ли не всю историю своей жизни, которая привела меня именно в эту точку. Со всеми своими мыслями, опытом, знаниями, чувствами – и перед белым листом бумаги. Как мог, и далеко не с первой попытки, я все-таки сделал это.
Через какое-то время, а было это в январе 2003 года, мне снова позвонил один из ребят, предложивших сформулировать положение для закона.
– Владимир Николаевич, у меня для тебя подарок: закон принят, и твоя строчка об операторах там есть. – И засмеялся: – Так что скажи спасибо и можешь праздновать: вы теперь в правовом поле.
Формулировка в законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» была, конечно, не совсем той, которую предложил я сам. Хотя и отличалась от нее не слишком сильно. Но тут важен был не столько текст, сколько сам факт его появления, снимавший все вопросы о статусе нашей деятельности.
Сухие фразы законодательного документа звучали почти музыкой: «…оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее – оператор) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающий юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом».
То есть в федеральном законе был официально закреплен вид бизнеса, которого всего за несколько лет до этого дня в России вообще не существовало.
Это было не только важно, но и просто приятно, так как я определенно чувствовал свою личную причастность к случившемуся. Как говорится, сделал что мог, а кто может – пусть сделает больше…
Александр Анненков, заместитель министра путей сообщения РФ (июнь 1999 – март 2000 гг.), доктор технических наук, профессор
«…Я также видел на практике, что действия Прокофьева опережают время. А между тем в железнодорожной отрасли сложилось весьма негативное отношение к развивающимся процессам. Однажды руководитель главка перевозок Владимир Семенович Захаренко образно выразил это мнение публично: «На моей кухне будет много хозяек со своей посудой? В такой ситуации порядка можно не ждать, и его не будет». На тот момент для зарождающегося операторского бизнеса это был сильный оппонент. Поэтому таким «пионерам», как Владимир Николаевич, приходилось сложно. Но хорошая организация работы его компании доказывала не на словах, а на деле, что будущее за новым подходом к транспортировке грузов. Кроме вагонного хозяйства Прокофьев начинает работать в сегменте тяговой составляющей перевозочного процесса. И здесь, несмотря на ожесточенное сопротивление, он снова достигает успеха…»
Олег Валинский, ректор Петербургского государственного университета путей сообщения, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД» в 2017-2023, в 2014–2016 гг. – начальник Октябрьской железной дороги, в 2016–2017 гг. – вице-президент ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги
«…И ему всегда можно было верить. Не все умели так держать первоначальные договоренности, как Владимир Прокофьев. С любой другой компанией мы бы провели несколько совещаний и оформили массу документов. То же самое было, когда БТС потребовалось депо в Новосокольниках для обслуживания и ремонта парка тяги. Конечно, потом был официальный договор о передаче депо в аренду, но принципиальная договоренность была достигнута нами на словах. Когда я слышу выражение «человек купеческого слова», то представляется прежде всего именно Прокофьев…»
Анатолий Голомолзин, советник президента ПАО «Трансконтейнер», заместитель руководителя ФАС России в 2004–2020 годах
«…В те годы имел значение уже сам факт появления таких компаний, как «БалтТрансСервис». Они доказывали, что операторский бизнес может быть успешным. И это давало пример другим, вовлекало в операторское движение новых игроков. Говорили: вот видите, достигнуты высокие результаты. Конечно, они сформировались благодаря тому, что во главе фирмы стоит талантливый предприниматель, уникальный человек во многих смыслах. Это был своего рода эталон, ориентир, за которым следовали. Такие руководители, как Владимир Прокофьев, способствовали продвижению операторского бизнеса в целом. Успешные модели бизнеса как раз и должны становиться основой для дальнейших правительственных решений...»
Александр Дюков, генеральный директор компании «Газпром нефть»
«…«Газпром нефть» сотрудничает с БТС уже около 20 лет. И компания, созданная Владимиром Николаевичем Прокофьевым, всегда выполняла взятые на себя обязательства. Конечно, какие-то объективные сложности по разным причинам, может, и возникали – это нормальная часть рабочего процесса. Но я не провел ни одного совещания для обсуждения работы железнодорожного сегмента, который обслуживала компания «БалтТрансСервис». А это показатель того, что БТС – один из самых надежных наших партнеров. Потому что мои коллеги по «Газпром нефти», когда не могут самостоятельно решить какую-либо проблему, как раз и обращаются ко мне с просьбой или провести совещание, или позвонить руководителю компании-партнера. И за все эти годы я никогда не обращался к Владимиру Николаевичу с такими звонками. Поскольку БТС работает с нашими грузами быстро, четко и эффективно, в этом просто нет необходимости…»
Анатолий Краснощёк, старший советник генерального директора ОАО «РЖД», с 2015-го по 2017 год – первый вице-президент, с 2017-го по 2021 год – первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД»
«…нам приходилось совместно выстраивать новый алгоритм управления перевозочным процессом. И, став в 2001 году президентом Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава, Владимир Николаевич принимал в этом самое активное участие.
Могу отметить, что при этом всегда решались комплексные задачи отрасли. Владимир Николаевич старался привести потребности компаний-грузоотправителей в соответствие с единой технологией работы сети железных дорог. В чем ему, конечно, помогало полученное в молодости железнодорожное образование. Например, даже «свои» локомотивы Владимир Николаевич использует в едином процессе организации перевозок грузов на сети дорог.
Конечно, нам приходилось подчас вести дискуссии по той или иной тематике, но в итоге мы всегда находили компромиссное решение. В результате такого взаимодействия появлялись документы, способствовавшие проведению структурной реформы железнодорожного транспорта...»
Игорь Левитин, помощник Президента РФ, секретарь Государственного совета РФ, в 1998–2004 гг. – заместитель генерального директора ЗАО «Северстальтранс», в 2004–2012 гг. – министр транспорта РФ
«…Прежде всего обязан сказать, что Владимир Николаевич Прокофьев – личность неординарная. Уверен, он в любом начинании оставался бы таким. Операторскому движению просто повезло, что в наших рядах оказался такой человек. Это при том, что среди людей, которые стояли у истоков этого движения, было немало людей ярких, энергичных и талантливых. И приходили они в этот бизнес самыми разными путями. Кто-то занимался экспедиторской деятельностью, кто-то занимался бизнесом в других областях. Владимир Николаевич как настоящий профессионал-железнодорожник серьезно выделялся на общем фоне. Он обладал всеми необходимыми компетенциями и пониманием, что любая операторская компания является частью общего железнодорожного дела. А это значит, что при реализации тех или иных инициатив необходимо учитывать интересы как новых бизнес-единиц, так и железной дороги в целом и ее подразделений в частности. Он прекрасно знал, как устроена работа на станции, отделении, управлении железной дороги, и старался делать так, чтобы его идеи и деятельность компаний, которыми он руководил, приносила пользу всем, в том числе и самим железнодорожникам…»
Редакция журнала «РЖД-Партнер» поздравляет Владимира Николаевича с юбилеем, желает здоровья, энергии, успехов в бизнесе и новых свершений!