Пензенские производители занимают ниши после ухода западных компаний

Свободные ниши появились на рынке высокотехнологичной продукции страны с уходом западных производителей. Они угрожают срывом крупных проектов в разных отраслях промышленности.

Пензенские производители занимают ниши после ухода западных компаний
© Российская Газета

Одними из первых ощутили давление санкций нефтедобывающие и газовые компании, а также их поставщики. В Пензе выпускают трубопроводную арматуру, которая необходима при строительстве новых и обслуживании уже запущенных объектов. Проще всего дело обстоит с теми проектами, которые находятся на высокой стадии готовности. Ключевое оборудование для них закуплено еще до санкций. Проекты, к реализации которых компании только планировали приступить, в большинстве своем смещены по срокам или отложены.

Часть компаний заняли выжидательную позицию, другие начали фактически с нуля переверстывать планы, отказываясь от западных технологий. Их заменяют на российские или применяют решения дружественных стран. Существует множество технологий, повторить которые вполне возможно на отечественных предприятиях, но решения защищены патентами, что влечет дополнительные сложности.

- Из крупных проектов, реализацию которых мы ожидаем в 2023 году, можно отметить крупный дальневосточный проект Роснефти "Восток Ойл", - говорит генеральный директор "Пензатяжпромарматуры" (ПТПА) Александр Чернышев. - Газпром продолжает строительство Амурского ГХК и анонсирует планы по Балтийскому ГХК. В 2024 году должен быть запущен крупный проект по транспортировке газа "Сила Сибири 2". В целом в ближайшие два года мы не ждем резкого падения рынка трубопроводной арматуры, но в более отдаленной перспективе пока сохраняется высокая степень неопределенности

На технологические линии переработки нефти поставлялось около 70 процентов арматуры иностранного производства. Большая часть сложных изделий ввозилась из Германии, Италии и США. В ближайшем будущем потребуется частичная или полная замена. Необходимо выстраивать системы сервисного обслуживания с возможностью оперативного изготовления запасных частей.

Как говорят промышленники, ни один производитель не может быстро разработать большое число необходимых для конкретной компании позиций. Процесс разработки, изготовления, испытания и сертификации опытного образца может занимать до двух лет. На ПТПА предлагают заказчикам сроки шесть-восемь месяцев. Это связано с тем, что еще в 2019 году здесь начали осваивать импортозамещающую технику и изучили большое количество импортных аналогов.

Другая сложность - финансовая окупаемость. Часто комплектующие нужны буквально в единичном экземпляре, спрос на такие изделия в целом по стране не такой большой с точки зрения возврата инвестиций на их освоение. Без инструментов государственной поддержки не обойтись. Но государство выдвигает ряд требований, в том числе необходимость подтвердить планируемый объем выпуска продукции, что в сложившихся экономических условиях не всегда возможно.

Таким образом, на рынке образовалась острая потребность в технически сложных изделиях. С одной стороны, это дает шанс российским производителям поднять уровень и качество выпускаемой продукции за счет входа в проекты, куда их ранее не допускали иностранные лицензиары. С другой стороны, разработка сложного продукта требует существенных временных и финансовых затрат, и самостоятельно осваивать изделия с длительным сроком инвестиционной окупаемости производителям невыгодно.

Другое предприятие - "Пензаспецавтомаш" занимается выпуском автоматизированного топливораздаточного оборудования. Оно производит контейнерные автозаправочные станции, автоколонки, разрабатывает программное обеспечение для контроля и учета топлива. Переход на автоматизацию помогает экономить до 30 процентов всех топливных расходов.

С 2014 года на предприятии запущен процесс импортозамещения, завод отказался от европейских комплектующих и приступил к разработкам своих систем. В год автоматизируется до 500 объектов на территории России и стран СНГ. В 2022 году пилотный проект реализован в Индии.

Запущен проекта с Роснефтью по установке сети АЗС в разных регионах России. В перспективе планируется выход на новые рынки Бангладеш и стран Африки.

Любое производство начинается со станков. Поэтому приоритетной задачей становится развитие отечественного станкостроения. В ближайшее время планируется запуск федерального проекта по развитию отрасли. Он включает в себя девять различных направлений, в том числе развитие производств в регионах России, а также восстановление и открытие новых станкостроительных заводов. Об этом речь шла на встрече пензенских промышленников с депутатом Госдумы Сергеем Морозовым, куратором федерального проекта "Выбирай свое".

- Проект нужно запускать как можно скорее, - заявил Сергей Морозов. - В настоящее время стратегия находится на стадии последних доработок. От развития промышленной отрасли зависит социально-экономическое и индустриальное будущее страны.

Он огласил инициативу о создании министерства станкостроения для координации деятельности на федеральном уровне. По мнению законодателя, такая необходимость назрела для контроля производства и распределения заказов, а также более четкого государственного планирования производства. .

Прямая речь

Сергей Морозов, депутат Госдумы РФ:

- Мы сейчас стоим на этапе формирования совершенно новой экономики, которая должна привести не просто к импортозамещению, но также к импортонезависимости. Стоит задача перейти действительно на национальную экономику, способную обеспечить страну всем необходимым, в том числе с тем, что связано с нефтегазодобычей, природными ископаемыми.