Трубы, тепло и… виноград
Разговор с Сергеем Анатольевичем Клюсовым, техническим директором АО «Управление теплоснабжения и инженерных сетей», начался с главного вопроса:
– Лето все больше оставляет свои позиции, и горожане понемногу вспоминают, где лежат их теплые шапки и шерстяные носки. Успокойте нас: система теплоснабжения Ханты-Мансийска к зиме уже готова?
– Ну, пока еще не на сто процентов, ведь у нас впереди есть еще полмесяца на завершение подготовительных работ к началу отопительного сезона. 28 августа начнем заполнение и проверку системы, а к 1 сентября подключим социальные объекты. Убежден, что все пройдет традиционно планово и по графику.
– Давайте столь же традиционно прежде всего обозначим основные вехи вашей биографии. Откуда вы родом?
– Вообще-то родился на Урале, но в двухлетнем возрасте меня привезли в Ханты-Мансийск, где жила бабушка. Окончил школу № 3. Мечтал вырасти и стать «мореманом» или археологом, но, к сожалению, из-за проблем со зрением пришлось искать другой жизненный путь. Не знал толком, куда пойти учиться, в результате окончил наш кооперативный техникум и стал экспедитором в системе общественного питания. Ну а когда начался постперестроечный развал всей российской экономики, решил кардинально поменять сферу деятельности и в 1993 году пришел в городское объединение котельных.
– Почему именно туда?
– Дело случая – посоветовал кто-то из знакомых. Начал с низов и поначалу трудился простым слесарем. Но я быстро все запоминаю и учусь, к тому же с опытом выработалась «чуйка». Года через полтора уже сам давал советы тем, кто прежде меня обучал. В результате в 1995-м меня назначили мастером, потом начальником участка и так далее. Теплоснабжение – это очень серьезная и ответственная сфера деятельности, поэтому в дальнейшем окончил энергетический университет и в 2012 году занял пост главного инженера. На своем веку наше предприятие пережило целый ряд структурных и организационных преобразований, а я после акционирования стал техническим директором.
– Вы курируете систему теплоснабжения города, поэтому за малейшие сбои в ее работе все шишки наверняка валятся именно на вас. Сложно оказываться «крайним»?
– «Шишки» падают достаточно редко, в первую очередь потому, что у нас слаженная, давно работающая вместе команда, мы вместе росли как профессионалы. При аварийной ситуации каждый подставит коллегам плечо, не имеет значения – днем или ночью, в будни или выходной день, но любой приедет и окажет посильную помощь. Равнодушные люди у нас не держатся, молодежь мужает, старики передают опыт.
– Что представляет собой курируемая вами сфера в цифровом исчислении?
– Это 124 километра теплосетей, 56 котельных, а если говорить о людях, то это работники отдела главного энергетика, кислородных станций, производственно-технического отдела, ремонтно-строительного участка, участка котельных и тепловых сетей, в которых трудится свыше ста человек.
– На вашем рабочем столе развернута громадная, яркая и совершенно непонятная профану схема. Что означает эта «карта боевых действий»?
– Это схема реконструкции улицы Пионерской, где идет замена теплосетей. Срок эксплуатации прежних металлических труб заканчивается, пришла пора менять их на современные полимерные. Они держат температуру до 115 градусов и, как заверяют производители, гарантированно прослужат 49 лет. Кстати, первые такие трубы в нашем городе лежат вот уже второй десяток лет.
– Насколько сложен Ханты-Мансийск с точки зрения специалиста-теплотехника?
– Скорее не сложен, а специфичен – котельные уж разбросаны по разным микрорайонам. Еще один фактор – в городе слишком велика плотность коммуникаций, из-за чего постоянно возникают сложности с заменой сетей. Кроме того, особенностью Ханты-Мансийска является реакция на любую задержку с подачей отопления – у некоторых граждан сразу начинается паника, и, как следствие, сыплются жалобы во все мыслимые инстанции. Но мы стараемся до такого не доводить.
– Все руководители предприятий системы ЖКХ сетуют на наличие в отрасли серьезных кадровых проблем. Вы с ними солидарны?
– Действительно, теплотехников недостает, поэтому сложно приходится в сезон отпусков. Хороший специалист – это «штучный товар», возрастные работники уходят на заслуженный отдых, а молодежь не спешит на производство, хотя каждому из них в нашей отрасли работы хватит до пенсии. Есть и примеры другого рода: один наш сварщик подался в менеджеры, а года через два вернулся обратно – говорит, что все осмыслил и понял, что это «не его». Сейчас успешно трудится, на хорошем счету у коллег.
– За тридцать лет работы на одном предприятии – пусть даже оно по-разному называлось в разное время – вы наверняка вникли в мельчайшие тонкости системы…
– Вы правы – изучил ее своими ручками. В свое время прошел все мыслимые курсы повышения квалификации, углублялся в тему, даже будучи главным инженером, не стеснялся спрашивать совета у специалистов.
– Несколько слов о ваших близких – чем они занимаются?
– Жена, Ольга Николаевна, работает в налоговой инспекции, сын Михаил – на госслужбе. У нас две дочери: Ирине – семнадцать лет, Елене – тринадцать, обе занимаются водным поло, успешно выступают на соревнованиях и учатся в Югорском колледже олимпийского резерва.
– Чему посвящаете свободное время?
– Раньше очень увлекался рыбалкой, в пятницу начинало аж потрясывать в предвкушении очередного выезда, но с годами это как-то ушло. Меня всегда притягивала работа с землей, поэтому охотно занимаюсь садоводством на приусадебном участке. Не считая разных ягод-трав-овощей, у нас хорошо плодоносят яблони, груша, китайский лимонник, алыча, вишня, слива, а вот лещина растет, но орехов пока не было. 2012-й оказался хорошим годом, тогда мы сняли ведро винограда. Понемногу расплодился женьшень, уже беру по корешку и делаю настоечку.
Из живности все перепробовал держать – кроликов, перепелов, курочек, а вот для овечек на участке места нет. Есть четыре улья с пчелами. Потихоньку готовлюсь к будущему выходу на пенсию – надо же будет чем-то заниматься в свободное время!
– Ханты-Мансийск для вас это…
– Я всегда говорю, что это самый лучший город! Он – особенный, в нем есть все, что необходимо для полноценной жизни!