Фонд пенсионного и социального страхования разорвал договор с IT-компанией, поддерживавшей работу информационной системы. В результате могут пострадать рядовые граждане — выплаты пенсий и пособий оказались под угрозой срыва, отмечает издание Cnews.
Предыстория такова: Соцфонд заключил контракт с московской IT-компанией «Техконсур» в середине июня на обслуживание Единой государственной информационной системы соцобеспечения (ЕГИССО). Договор был рассчитан до апреля следующего года, однако уже 9 августа к исполнителю возникли претензии. В фонде отмечают, что было просрочено исполнение четверти заявок из более чем двух тысяч поступивших. А 63 заявки компанией «Техконсур» и вовсе не были обработаны. Все это выглядело бы внутренней кухней двух организаций, если бы напрямую не касалось пенсионеров и получателей пособий. Фонд пишет, что срывался «процесс назначения и предоставления гражданам мер социальной поддержки». Однако ни число людей, ни объемы сорванных выплат в документах на расторжение контракта не указаны. Радиостанция Business FM направила запрос в фонд, там от комментариев отказались.
Согласно данным СПАРК, «Техконсур» на рынке уже 15 лет, более половины заказов получает от МВД России. Среди клиентов компании значатся Росимущество, Минцифры и многие другие федеральные и региональные госструктуры. На запрос радиостанции Business FM в компании пока не ответили. Фирма довольно известная на IT-рынке, говорит гендиректор компании «Сэйфтэклаб» Александр Санин:
Александр Санин гендиректор компании «Сэйфтэклаб» «Это крупный российский интегратор. Называется он At Consulting. Все знают это название. Почему At Consulting не вывез этот договор с сопровождением — тут сложно давать какие-то комментарии. Можно почитать официальную версию. ЕГИССО — это большая и сложная система. Ее долго строили, я точно помню, что через нее все выплаты были, как ковид начался, по 10 тысяч тому, по 20 тысяч тому. Может быть, подрядчик шел в этот конкурс, переоценил свои силы. Очень сложно поддерживать то, что разработал кто-то другой».
У компании «Техконсур», судя по всему, дела идут неплохо. Согласно базе «Контур.фокус», на которую ссылается Cnews, фирма увеличила свою выручку на госконтрактах на 600%, почти до 5,5 млрд рублей.
Кто занимался обслуживанием госсистемы Соцфонда до нее, неясно. Есть данные, что до истории с «Техконсуром» у фонда уже были проблемы с IT-компаниями. По решению суда в феврале этого года фонд обязали выплатить 74 млн рублей IT-интегратору под названием «Организационно-технологические решения 2000». Проблемный контракт заключался по итогам открытого конкурса, на который кроме этой самой фирмы больше никто не пришел.
В таких тендерах и кроется корень проблемы. Госструктура не может доверить обслуживание той же компании, что создавала для нее IT-систему. Она обязана объявить конкурс и отдать обслуживание фирме, которая предложит меньшую цену за свои услуги. Таким образом, видимо, хотят не допустить монополии и образования коррупционных цепочек. На деле же получается, что новая компания обслуживает чужую разработку и делает это плохо, говорит гендиректор компании — разработчика CRM-системы «Мегаплан» Сергей Козлов:
— У нас был опыт тоже, мы поставляли свое ПО в госструктуры. Потом конкурсы уже отдельно были на обслуживание, доработки. Понятно, что совсем чужие — те, кто не знаком с кодом программы, не знаком с архитектурой — не будут участвовать.
— Что-то мешает дальше сотрудничать с той же IT-компанией, которая обслуживала?
— Она конкурс должна выиграть. То есть она не может автоматически после того, как поставила программное обеспечение, лицензии выдала сразу стать той компанией, которая будет обслуживать. То есть должен быть следующий конкурс на техническое сопровождение. А в техническое сопровождение могут выйти и другие компании, предложить свои услуги. Видимо, здесь победил кто-то другой. Но то, что компания не справилась, такое может быть. Это же зависит от контракта, а госконтракты достаточно жестко прописаны.
Как повлияет на работу Социального фонда разрыв контракта и кто будет заниматься техподдержкой системы, пока не найдут нового исполнителя, — пока неизвестно. «Техконсур» денег за работу не получил. За просрочку и ненадлежащее исполнение обязательств компании была начислена неустойка в почти полмиллиона рублей.