В Кирове освоили технологию производства торфа для тепличных комплексов

Торфодобывающее предприятие из Кировской области уже наладило поставки верхового торфа в тепличные комплексы нескольких регионов ПФО. На очереди выход на внешний рынок, в ближайшее время состоятся переговоры с потенциальными покупателями из стран Дальнего Востока.

В Кирове освоили технологию производства торфа для тепличных комплексов
© Российская Газета

- Когда я приезжаю на совещание в Москву в Минэнерго, там шутят, мол вы еще работаете, значит нам не нужно убирать из названия департамента "торфяная промышленность", - рассказывает управляющий директор компании Евгений Сухих, пока вагон медленно движется по старой узкоколейке, одной из немногих в России, которая пока используется по прямому назначению.

Мы едем на новое месторождение верхового торфа, которое предприятие разрабатывает всего пару лет, после того как было решено выйти на новый рынок. Традиционно торф - это местное энергетическое сырье. Сейчас в Кировской области его используют на крупной ТЭЦ в вятской столице и еще нескольких небольших котельных в районах области. Там где оборудование приспособлено к сжиганию именно такого топлива. Расчеты показывают, что в условиях роста цен на уголь энергетический торф заметно выгодней, несмотря на более скромные технические характеристики.

Однако вятские торфопереработчики решили диверсифицировать бизнес и выйти на новый для себя рынок. Верховой торф, сформировавшийся на моховых болотах с минимумом древесной растительности, имеет существенные отличия от более привычного энергетического торфа.

В Европе разработали и успешно применяют технологии интенсивного земледелия, для которых этот вид сырья является приоритетным. Верховой торф в виде субстрата используют в первую очередь в теплицах. Благодаря своей низкой плотности он отлично пропускает воздух, а также позволяет накапливать воду и питательные вещества.

В том, что плотность верхового торфа действительно низкая, можно ощутить, просто пройдя по полю, где его добывают. Технология предполагает, что перед тем, как на участок бывшего болота зайдет специальная добывающая техника, его в течение двух-трех лет просушивают с помощью приемов мелиорации. Но даже такая земля буквально пружинит под ногами.

- Добыча и переработка верхового торфа имеет свою специфику. Для нас это новое направление. В этом году мы планируем добыть порядка 45 тысяч кубометров. За следующие один- два года рассчитываем выйти на проектную мощность месторождения в 150 тысяч,- директор по инновациям торфопредприятия Сергей Самохвалов вынужден ненадолго прерваться, чтобы не перекрикивать проезжающий мимо трактор со специальной машиной, которая по своей сути и задачам напоминает харвестер из фантастической вселенной Дюны. Впрочем, именно эту машину здесь называют пылесосом, поскольку она захватывает мелкие частицы уже просушенного торфа потоком воздуха.

По расчетам сотрудников компании, инвестиции в новое месторождение, которые составили около 100 миллионов рублей, окупятся в течение примерно двух- трех лет благодаря тому, что верховой торф даже в месте производства стоит примерно в 3,5 раза дороже энергетического.

В поселке Мирном продолжает работать узкоколейная железная дорога. Часто это единственный путь, который связывает места добычи торфа и "цивилизацию". Фото: Алексей Малышев / РГ

Обратный путь от месторождения до поселка Мирный, где располагается одна из производственных баз, по узкоколейке занимает больше часа.

- Если бы с такой скоростью мы возили работяг, они бы взбунтовались. Но я строго-на-строго велел машинисту ехать очень осторожно,- признается крупный седой мужчина с короткой стрижкой, который сопровождал нас в этой поездке, - начальник производственного участка Сергей Красноперов.

Его задача - доставить нас и руководство компании на производственную базу в поселок, где добытый торф обретает товарный вид. Ведь преимущества любого сырья всегда сталкиваются с определенными ограничениями. Для верхового торфа - это большой объем (без доработки в непосредственной близости от места добычи пришлось бы возить фактически воздух) и высокая кислотность. Для того, чтобы продукция получила товарный вид, верховой торф разделяют на фракции, добавляют известковую муку и затем прессуют, благодаря чему упаковка этого продукта массой около тонны занимала не пять, а примерно один кубометр.

- Линия, которую мы запустили совсем недавно, настроена на то, чтобы параметры упакованной продукции соответствовали габаритам стандартного контейнера. Пока своей логистикой мы дотянулись только до соседних регионов: Татарстан, Коми, Удмуртия, Пермский край. Осенью рассчитываем начать железнодорожные отгрузки и расширить географию поставок,- рассказывает управляющий директор компании Евгений Сухих во время показа новой линии.

В компании не скрывают, что когда в 2021 году начинали проект, то рассчитывали на экспорт продукции в Европу, где и была создана технология применения верхового торфа при выращивании тепличной продукции. Соответственно, и линия доработки сырья закупалась в Эстонии. Вятские торфопереработчики опасались, что из-за односторонних дискриминационных мер со стороны Евросоюза не смогут начать производство. Но все сложилось удачно.

Тем не менее сейчас сотрудники предприятия вынуждены искать другие рынки сбыта. Буквально в то время, когда эта статья готовится к публикации, Евгений Сухих ведет переговоры с группой китайских бизнесменов. По имеющейся информации, спрос на тепличные субстраты в сотни раз превышает производственные возможности производителей из Кировской области. Это позволяет предприятию позитивно оценивать вероятность налаживания новых связей. Конечно, если удастся решить логистические проблемы.

Кстати, вятские производители торфа намерены развивать и энергетическое направление. По западной классификации торф относится к возобновляемым источникам энергии. Это делает его очень привлекательным ресурсом для производства синтетического углеводородного биотоплива. Сейчас кировская компания при поддержке Минэнерго РФ заказало у российских ученых промышленную технологию производства авиационного биокеросина через получение в качестве промежуточного продукта синтезгаза.

- Сам НИОКР стоит не так дорого. Когда речь пойдет о строительстве завода, то нам одним точно не хватит ресурсов. Но крупнейшие российские нефтяные компании уже проявили интерес к этому проекту. Если все сложится, то это даст мощнейший толчок развитию всей торфяной отрасли,- отмечает Евгений Сухих и добавляет, что эффективное использование торфа предполагает его переработку рядом с местами добычи.

Другими словами, новый проект вятских торфопереработчиков имеет шанс придать очень мощный импульс всей экономике Кировской области и стать прорывным для региона.