Среда обитания: кто формирует инвестиционный климат для хай-тека
Два главных фактора, от которых зависит развитие высоких технологий в стране, — это инвестиции и правовое/законодательное регулирование. Первый служит своеобразным «топливом», так как без денег работа вперед не продвигается. Второй является некоей средой, которая либо благотворно влияет на процессы развития, либо, наоборот, тормозит их. О том, как Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) влияет на инвестиционный климат в сфере хай-тека, рассказывает директор департамента нормативно-правовой поддержки инновационного развития Фонда инфраструктурных и образовательных программ Виктор Рагозин. Фото: depositphotos.com Развивать нельзя остановить В сложившейся геополитической ситуации смена финансовых и экономических приоритетов может происходить достаточно регулярно. Причем не только на уровне бизнеса, которому приходится подстраиваться под волатильный рынок, но и на уровне государства. Существует риск, что уровень внимания государства к инвестициям в высокие технологии и к их регулированию может снизиться, что неизбежно повлечет за собой торможение в их развитии. Разумеется, в фокусе останутся те высокие технологии, которые должны обеспечивать безопасность общества. Однако любое государство, осознавая их исключительную важность, должно помнить, что оно находится в состоянии беспрерывной гонки с другими развитыми странами, которые, помимо технологий для обеспечения безопасности, активно развивают технологии для медицины, промышленности и даже бытового комфорта. И для всего этого нужна в числе прочего правовая среда. Чьими руками В России созданием благоприятной правовой среды для высокотехнологичных компаний занимаются такие организации, как Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП), Ассоциация разработчиков программных продуктов «Отечественный софт», а также АНО «Платформа национальной технологической инициативы» (АНО «НТИ»). Каждое из этих учреждений использует свои способы влияния на принимаемые в сфере хай-тека и IT правовые акты. Например, в АРПП «Отечественный софт» действует специальный правовой комитет, состоящий из представителей компаний, входящих в ассоциацию. Он занимается проработкой и формированием консолидированной позиции членов АРПП в отношении поступающих законодательных инициатив в сфере ИКТ. Другой принцип действия реализован в АНО «НТИ». Организация была создана Правительством РФ и состоит из 19 так называемых инфраструктурных центров, которые осуществляют свою деятельность в 8 направлениях. Роль каждого из этих направлений — это внедрение хай-тека в различные технологические сферы. Например, «Автонет» — рынок по развитию услуг, систем и современных транспортных средств на основе интеллектуальных платформ, «Маринет» — рынок интеллектуальных систем управления морским транспортом и технологий освоения мирового океана и т.д. Для каждого из направлений предусмотрены законодательная дорожная карта и законодательная рабочая группа, деятельность которой направлена на совершенствование правовой среды и устранение административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы. Третья организация — Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) — занимается отслеживанием состояния законодательства и анализом международного опыта и потребностей рынка. Итогом этой деятельности становятся предложения, направленные на снятие административных барьеров и совершенствование различных финансовых и нефинансовых способов поддержки инновационных предприятий. Простые инвестиции Значительная часть законотворческих инициатив, в которых Фонд принимал активное участие, направлена на упрощение процедуры привлечения инвестиций в высокотехнологичные стартапы. При участии Фонда в 2011 году был принят Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе». Он ввел в действие новую организационно-правовую форму коллективной инвестиционной деятельности — Инвестиционное товарищество (далее — ИТ). Сама конструкция ИТ максимально приближена по своему характеру к популярной и удобной для инвесторов форме коллективного венчурного инвестирования — limited partnership (ограниченное партнерство). Она хорошо подходит как для совместных прямых и венчурных инвестиций, так и для иных бизнес-проектов, требующих объединения имущества и/или управленческих усилий. На конец 2019 года было создано более 70 инвестиционных товариществ, 25 из которых осуществляли инвестирование в сферах ветроэнергетики, энергоэффективности, новых материалов и других приоритетных направлениях. В 2019 г. Фонд предложил ряд изменений в Налоговый кодекс России. Главной задачей здесь было обеспечение равных условий налогообложения ИТ по сравнению с другими видами организаций. Это позволило не только повысить популярность этих форм инвестирования, но и увеличить интерес зарубежных фондов к компаниям российской экономики. В 2020 году совместно с Минэкономразвития РФ было подготовлено предложение по способам оценки рисков, возникающих при реализации инновационных проектов, и по методам контроля за расходованием денег, выделяемых на такие проекты. Результатом стало принятие постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2020 № 2204 «О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности…». Такие инициативы стимулируют приток инвестиций в сферу высоких технологий, делая отрасль более прозрачной и понятной. Еще одним инструментом инвестиций в хай-тек могли бы стать пенсионные средства. Фондом были разработаны предложения о внесении изменений в нормативно-правовые акты, позволяющие НПФ вкладывать пенсионные средства в сектор прямых инвестиций. Также велась работа по определению основных направлений развития в сфере краудфандинга в целях увеличения объема частных инвестиций в высокотехнологичные компании. Маршрут построен Глубокое погружение в будни технологических стартапов позволило Фонду принять участие в разработке «дорожной карты» для бизнеса. В 2021 году Правительством и Центробанком был принят План мероприятий по формированию доступных финансов для инвестиционных проектов. План включал в себя 5 инициатив, разработанных Фондом: развитие института ИТ, введение в правовое поле дополнительных инструментов привлечения инвестиций и финансирования, концепция «Цифрового лица», концепция займа с возможностью получения доли / фиксированного процента прибыли или выручки, а также новые виды биржевых инструментов. В рамках реализации «дорожной карты» Фондом на протяжении 2022 года осуществлялась доработка и внедрение простого, сбалансированного и при этом взаимовыгодного механизма инвестирования — так называемого «инвестиционного займа». Его применение позволяет создать дополнительные стимулы для российских инновационных компаний по привлечению венчурных инвестиций от более широкого круга потенциальных инвесторов. В том же 2021 году были одобрены и реализованы предложения Фонда по устранению излишних ограничений на инвестирование средств в ИТ (Федеральный закон от 02.07.2021 № 325-ФЗ). Цифра в законе 2022 год, активное развитие концепции цифровой трансформации. Фонд выступил с предложениями по созданию правовых условий для стимулирования использования юридическими лицами цифровых прав, таких как расширение возможностей для использования цифровых финансовых активов, цифровой валюты и т.д. Кроме того, Фонд продолжил развивать перспективные направления по внедрению правовых инструментов цифровой среды: блокчейн-технологий для различных сфер применения (регистрационных действий, включая создание и оборот результатов интеллектуальной деятельности, формирование верифицированных баз данных, реализацию смарт-контрактов и осуществление процедур децентрализованного управления бизнесом и процессами принятия решений). Не остановить В сфере высоких технологий невозможно принять закон и почивать на лаврах. Ведь для его эффективной работы необходимо оперативно корректировать выявленные при его реализации недостатки, дополнять новыми деталями и элементами, только тогда инновационная машина будет двигаться. Необходима систематизация изменений законодательства, последовательность их принятия и постоянное совершенствование. На процесс создания правовой среды для хай-тека оказывают влияние многие факторы. Это и достигнутый уровень рабочего взаимодействия «федералов» (федеральных ведомств, в сферу деятельности которых входит тот или иной институт развития) между собой и с самими институтами развития, наличие готовности и ресурсов для проведения анализа процесса реализации того или иного законодательного механизма, причем не только для выявления недостатков, но и для оперативного формирования изменений с расчетом последствий и условий применения той или иной формы законодательного регулирования. Многое зависит от готовности института развития и его руководства в первую очередь к «работе в долгую» в сфере законодательных изменений, ведь законодательство можно изменять постепенно, пошагово, с учетом регламентных и сложившихся в этих кругах сроков и последовательности действий. Руководство ФИОП значимость совершенствования законодательства для деятельности Фонда и развития правовой среды для инноваций осознавало всегда. Очевидно, что каждый институт развития работает в определенной сфере на той или иной стадии инвестиционного проекта или стартапа. Выпадение любого института из тематики негативно скажется на состоянии инновационной экономики в целом. Специализация, накопленный опыт, экспертиза и специалисты каждого фонда — неоценимый и сберегаемый ресурс, в том числе и в сфере совершенствования правовой среды и нормативно-правовой поддержки инновационного развития.