Новые возможности после ухода западных брендов

Малые предприятия побили пятилетний рекорд по уроню развития бизнеса. Наибольший прирост по оборотам наблюдается в сфере интернет-магазинов — на 63 процента.

Новые возможности после ухода западных брендов
© Вечерняя Москва

В магазине косметики чувствуется приятный, но не резкий аромат. Управляющая торговой точкой Елена Козикова объясняет, что так пахнут натуральные ингредиенты их продукции.

— У нас товары не только местного производства, но и ручной работы. Есть и небольшая фабрика в Подмосковье, где мы создаем косметику от начала и до конца. Мы открылись совсем недавно, но уже есть спрос на наш ассортимент, — рассказывает Козикова. — Раньше здесь продавался иностранный бренд. С его уходом появилась возможность занять эту нишу и дать людям рабочие места.

По словам управляющей магазином, продажи через интернет занимают важное место в жизни их компании.

— Доля торговли с нашего сайта интернет-магазина и различных маркетплейсов составляет 15 процентов от общего оборота компании. Я думаю, что в будущем мы расширимся, и этот показатель повысится еще на 10 процентов, — отмечает Козикова.

Основатель бренда детской одежды Арон Тухватуллин тоже отмечает рост малого бизнеса. Он считает, что главным драйвером развития стали маркетплейсы.

Обрабатывающая промышленность — локомотив столичной экономики

— Мы компания-производитель одежды со своим интернет-магазином. У нас есть партнерская сеть и начинает развиваться сеть франшизных магазинов, но это пока «зачаточная» история на начальной стадии. Мы очень давно продаемся на крупных маркетплейсах, — говорит Тухватуллин.

По его словам, ситуация за последние годы менялась несколько раз. В 2010-е наблюдалась тенденция развития региональных сетей.

— Начиная с 2018 года эти сети начали закрываться. Им на смену начали приходить большие франшизы. Но затем стали очень мощно развиваться крупные онлайн-магазины и это привело к тому, что были открыты двери для небольших российских производителей и поставщиков. Как следствие — они начали резко расти, — объясняет основатель бренда.

По мнению Тухватуллина, причинами массового перехода к онлайн-торговле среди малых производителей стали некомфортные условия у крупных торговых сетей.

— Там есть некоторые ограничения, в том числе и финансовые. Если у вас 15 швей, вы вряд ли сможете поставлять товар для большой сети магазинов, потому что у них огромное количество точек, требования по оформлению и прочее. Но в то же время некоторые крупные франшизы открывают свои маркетплейсы и на эту виртуальную витрину может попасть любой производитель. Там меньше барьеров, — отмечает бизнесмен.

Эксперт московского отделения «Опоры России», кандидат экономических наук Вячеслав Белобжецкий предполагает, что в основном благоприятные условия для роста бизнеса связаны с уходом многих крупных игроков с рынка, особенно иностранных компаний, которые занимали сферы, недоступные другим участникам.

— Потребительский рынок стал более терпеливо относиться к небрендовым товарам. Появилась дополнительная потребительская аудитория у производителей довольно качественной продукции из России и дружественных стран, — отмечает он.

По его мнению, среди мер поддержки для предпринимателей хорошую роль играет льготное кредитование для малого бизнеса.

— Получение упрощенного финансирования однозначно сыграло свою положительную роль и позволило предпринимателям пополнить оборотный капитал для увеличения закупки и повышения объемов производства, — добавляет экономист.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Москаленко, руководитель экспертного совета по международной торговле российской Гильдии управляющих и девелоперов:

— В глобальной экономике малый и средний бизнес играет довольно существенную роль в пополнении бюджета страны. Если правильно стимулировать эти отрасли, это будет иметь положительное влияние на развитие. Мелкий и средний бизнес в нашей стране активно развивается.

В основном это регионы с развитой туристической инфраструктурой. На остальных территориях существуют некоторые сложности, однако есть и большой потенциал. На развитие интернет-магазинов повлияло возникновение привычки такого способа покупки в период пандемии, агрессивная реклама товаров и маркетплейсов в социальных сетях, активное использование гаджетов и самое главное — недостаток желания и времени выходить из дома.