Лизинг догоняет спрос
Объем нового бизнеса российских лизинговых компаний (ЛК) за первое полугодие этого года превысил показатель всего 2020 года и составил 1,5 трлн рублей, следует из обзора лизинговой отрасли за первые шесть месяцев 2023 года «Эксперт РА» (с ним ознакомились Frank Media). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост показателя составил 93,5%, а по сравнению со вторым полугодием 2022 года – 23,1%.
Полугодовые рекорды
Главные факторы бурного роста российской лизинговой отрасли – «некоторая стабилизация экономической ситуации, экспансия китайских поставщиков и выстраивание новых логистических цепочек», а также удорожание передаваемой в лизинг техники из-за ее дефицита, перечисляют аналитики рейтингового агентства. Другие факторы – это реализация отложенного на фоне структурных изменений прошлого года спроса, а также достаточно комфортная ставка (все первое полугодие ключевая ставка ЦБ находилась на уровне 7,5%), говорят в ЛК.
Благодаря этому первое полугодие и оказалось рекордным для российской лизинговой отрасли. «В целом рост лизингового бизнеса превысил динамику российской экономики, вследствие чего доля рынка лизинга в ВВП достигла рекордного значения 2,6% против 1,4% годом ранее», — отмечается в обзоре «Эксперт РА».
В корпоративном сегменте рост нового бизнеса за первые шесть месяцев 2023 года составил относительно аналогичного периода прошлого года 81% (275 млрд рублей). Драйвером здесь выступил железнодорожный сегмент – 105% (116 млрд рублей), лизинг судов вырос в шесть раз (24 млрд рублей), а вот лизинг авиационного транспорта упал в 2,4 раза (32 млрд рублей).
«Переориентация грузовых потоков на большие расстояния восточного направления повысила потребность перевозчиков в вагонах», — указывают аналитики рейтингового агентства. По их словам, также поддержку лизингу железнодорожной техники оказали рекордный урожай злаковых и поддержка инфраструктурных проектов. А вот авиационный сегмент оказался под давлением «санкций на международные направления и ограниченных производственных возможностей по обновлению авиапарка».
В розничном сегменте основными драйверами выступили грузовые автомобили (прирост на 138%, до 466 млрд рублей) и строительная техника (115%, 263 млрд рублей). «Крупные автоперевозчики и строительные компании активно закрывают дефицит парка китайской техникой, развитие инфраструктурных проектов и выстраивание новой логистики стимулируют наращивание грузоперевозок и спрос на строительную технику», — объясняют в «Эксперт РА».
А вот динамика в легковом автотранспорте отставала. За первое полугодие новый бизнес ЛК в этом сегменте увеличился лишь на 59%. Впрочем, все равно в абсолютном выражении (229 млрд рублей) объем лизинга легковых транспортных средств находился вблизи исторических максимумов (во втором полугодии 2021 года он составлял 264 млрд рублей).
Изменение условий
Впрочем, за последнее время экономические условия деятельности ЛК изменились. Во-первых, в третьем квартале произошло удешевление российского рубля к основным валютам (его курс на пике достигал 101,75 рубля за доллар, то есть российская валюта слабела относительно показателей конца июня на 13,6%); во-вторых, ЦБ во втором квартале взвинтил ключевую ставку до 12%. При этом опрошенные FM лизингодатели ждут продолжение роста ставки.
Поэтому от второго полугодия не стоит ожидать новых рекордов, напротив, большинство участников рынка ждут некоторого замедления темпов роста. «Все факторы, которые приводят к удорожанию транспорта, негативно влияют на его продажи, в том числе и в лизинг», — говорит финансовый директор ЛК «Европлан» Анатолий Аминов. «Валютные и монетарные шоки в целом никогда не бывают позитивными, но рынок уйдет из состояния перегрева и нормализуется», — считает гендиректор «МСБ-Лизинга» Роман Трубачев. «Ожидаем менее позитивной динамики», — солидарны в «ПР-Лизинг». Риски дальнейшей девальвации и роста ставки, по мнению руководителя отдела организации продаж «Интерлизинга» Александра Валенцева, могут оказать дальнейшее негативное влияние на рынок.
При этом в большей степени ухудшение экономических условий скажется на корпоративном сегменте. «Как правило, он более болезненно реагирует на негативные факторы и дает большее снижение динамики», — говорит гендиректор «Регион Лизинга» Рустем Мухамедов. В частности, замедлиться может лизинг железнодорожного транспорта. «Лизинг подвижного состава достаточно чувствителен к стоимости финансирования. Ставка выше 11% диктует определенные условия для лизингополучателей сегмента – необходимо увеличивать авансовую часть сделок, что в большинстве случаев неприемлемо», — объясняет гендиректор группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин.
По словам управляющего директора лизингового холдинга ИГ «Инсайт» Михаила Гонопольского, ряд контрагентов в сегменте оборудования, где в основном заключаются сложно структурированные сделки с длительным сроком окупаемости, начнут сомневаться, стоит ли брать предметы в лизинг по высоким ставкам в рамках своих капитальных проектов.
Отложение рождает спрос
Впрочем, никто не говорит о серьезном замедлении. Основные надежды возлагаются на розничный сегмент. Драйвером здесь станет удовлетворение отложенного спроса, солидарны почти все ЛК. Ни в спецтехнике, ни в автотранспорте отложенный спрос до сих пор не удовлетворен, говорит Максим Калинкин. «Этот фактор будет влиять на высокий спрос до конца года», — отмечает руководитель отдела цифровых продаж ГК «Альфа-Лизинг» Роман Вальков. Из-за этого, по словам Максима Калинкина, темпы роста розничного бизнеса по итогам 2023 года будут превышать темпы роста корпоративного».
«Помимо этого отложенного (и пока не удовлетворенного) спроса, растет новый отложенный спрос, поскольку продажи транспорта могли быть еще больше: устаревание, износ парков, а также потребность в частном автотранспорте никуда не делись», — считает Анатолий Аминов. «Текущий спрос опять частично отложен из-за повышения ключевой ставки», — солидарен Рустем Мухамедов.
Поддержит рынок и сезонный фактор. Во второй половине года «активно реализуются строительные и инфраструктурные проекты, наблюдается всплеск деловой активности у логистических компаний», отмечает гендиректор «ВТБ Лизинг» Антон Мусатов. Кроме того, подталкивать вверх рынок будет поддержка государства, в частности, возобновление программы субсидирования колесной техники, дальнейшее развитие логистических цепочек, отмечают лизингодатели.