Как ЕС выводит из-под санкций: факты и предположения
«Официальный журнал ЕС» опубликовал имена четырех россиян, в отношении которых Брюссель в ближайшее время отменит ограничения. Ранее их не продляли только в отношении родственников российских бизнесменов. Глава группы ЕСН Григорий Березкин, экс-глава Ozon Александр Шульгин и предприниматель Фархад Ахмедов попали в санкционный список ЕС 8 апреля 2022 года. Полковник ВС России Георгий Шуваев — 25 февраля. Он погиб в октябре 2022 года в Харьковской области. Шульгин добился снятия санкций через суд. Это был прецедент. Бывший гендиректор Ozon стал первым российским бизнесменом, который добился отмены ограничений. Раньше суд ЕС отменял санкции только в отношении родственников россиян. Ахмедова и Березкина Совет ЕС исключил из черного списка, предположительно, из-за опасений проиграть в суде. Комментирует партнер, руководитель санкционной практики коллегии адвокатов «Делькредере» Андрей Рябинин:
Андрей Рябинин партнер, руководитель санкционной практики коллегии адвокатов «Делькредере» «Для всех них наверняка сыграл роль некий набор документов, подтверждающих, что они не являются так называемыми влиятельными бизнесменами в понимании европейской бюрократии, не способны оказывать какое-либо влияние на политические решения. Именно это является основанием для введения санкций в отношении крупных российских бизнесменов. Тот набор аргументов, который они приводили во взаимодействии с европейскими властями, нам, конечно, неизвестен, это непубличная информация. Но как минимум точно старались доказать, что они не являются влиятельными бизнесменами. Господин Шульгин наверняка ссылался еще на то, что он более не является главой крупной российской компании. Видимо, этого оказалось достаточно».
Об Александре Шульгине было известно заранее. Имена Григория Березкина и Фархада Ахмедова тоже мелькали в СМИ, но все же их исключение стало определенным сюрпризом. Очевидно, во всех случаях прекрасно сработали адвокаты, которые сумели убедить европейцев, что их клиенты не оказывают влияния на российскую политику. Есть и косвенные признаки. Березкин владеет в том числе медиахолдингом РБК. В прошлом году в западных изданиях (например, в Forbes и Politico) выходили материалы, где РБК называли «одним из последних независимых российских СМИ» и говорили об угрозе его закрытия. Источники портала OilPrice утверждали, что за исключение Березкина из санкционных списков выступали даже некоторые российские оппозиционеры. Что касается Фархада Ахмедова, то, по информации того же OilPrice, предпринимателя включили в черный список как владельца компании «Нортгаз». Потом же выяснилось, что Ахмедов продал акции этого газодобывающего предприятия в 2012 году и с 2017 года не держит в своем портфеле бумаги российских компаний. Примечателен в истории вокруг Ахмедова еще один факт. В марте этого года на YouTube появилась получасовая аудиозапись. В описании на украинском языке говорилось, что это разговор Фархада Ахмедова и музыкального продюсера Иосифа Пригожина. Голоса в ролике нелицеприятно высказывались в отношении российского руководства. Пригожин потом заявлял, что его голос подделали с помощью нейросетей, и высказывался в поддержку президента. Ахмедов запись не комментировал. После сообщений о снятии с Ахмедова санкций Пригожин вновь сделал заявление по этому поводу. Продюсер сказал изданию «Подъем», что запись могла посодействовать отмене ограничений, а самого его «чисто использовали». Стоит ли ожидать, что ЕС продолжит отменять санкции в отношении бизнесменов из России? Мнение руководителя международно-правовой практики адвокатского бюро K&P.Group Анастасии Симоновой:
— Такие прецеденты откроют новые, будут появляться новые дела и новые основания для снятия санкций, потому что это впервые смена парадигмы. Если ранее можно было снять санкции только с родственников и как-то косвенно связанных, то теперь и с непосредственных представителей бизнеса, поэтому это действительно прецедентное решение, скорее всего, таких решений теперь будет больше.
— Каковы могут быть причины?
— Я думаю, что это очень хорошо, правильная, продуманная позиция адвокатов, которые представляли интересы клиентов по этому делу, поскольку для того чтобы ЕС снял санкции, необходимо доказать, что те критерии, по которым эти санкции были введены, уже стали неактуальными, и я думаю, что была собрана правильная, продуманная доказательная база, чтобы показать, что санкции были введены необоснованно.
Что думают российские власти о санкциях и причинах их отмены? Довольно прямо высказался пресс-секретарь президента Дмитрий Песков: «Есть предприниматели, которые скатываются на антироссийские позиции и которые пытаются за 30 сребреников вывести себя из-под санкций. Это предатели». При этом, по его словам, к бизнесменам, которые методично отстаивают свои интересы в суде, в Кремле относятся «с уважением».