Почему бензин и дизель продолжают дорожать

Высокие топливные цены на внешних рынках спровоцировали резкий рост экспортной альтернативы, что привело к увеличению продаж российского сырья за рубеж и появлению так называемого серого экспорта. Речь идет о продаже за границу ГСМ, ранее поставленного на внутренний рынок, за который государство уже выплатило нефтяникам компенсацию. Предприимчивые коммерсанты стали скупать бензин, предназначавшийся для отечественных АЗС, и по серым схемам отправлять в другие страны. Это привело к дисбалансу предложения и спроса, который в этом году существенно повысился, в том числе из-за роста объемов грузовых автомобильных перевозок в восточном направлении, где потребление дизельного топлива на заправках увеличилось почти в 10 раз. Снижение объемов поставок бензинов всех марок на биржу подтолкнуло к росту цен.

Почему бензин и дизель продолжают дорожать
© Парламентская газета

В Минэнерго предлагают ввести заградительные пошлины, которые сведут на нет серый экспорт. В этом случае временно даже возможны ценовые корректировки на заправках, приятные для автолюбителей, но говорить о том, что прайсы на АЗС в долгосрочной перспективе резко пойдут вниз, не приходится. О проблемах развития отечественной нефтянки шла речь на круглом столе в пресс-центре «Парламентской газеты» 18 сентября.

Новые экспортные каналы

Российская нефтяная отрасль уверенно стоит на ногах, несмотря на геополитические вызовы и санкции со стороны Запада, убежден зампред Комитета Совфеда по экономической политике Юрий Федоров. По словам сенатора, энергетический комплекс уверенно развивается на восток, восстанавливаются рынки сбыта, решается вопрос о поставках отечественных энергоресурсов, возобновляется их добыча и переработка.

«Я постоянно общаюсь с руководителями нефтяных компаний, в целом сейчас тренд на позитивное настроение, чем был в начале года. Мы уверенно стоим на ногах. Я считаю, что сейчас ситуация стабильная. Наша задача — анализировать ситуацию», — отметил Федоров.

С ним согласен и член Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич («Единая Россия»). По его словам, отрасль находится в оптимальной форме, чтобы обеспечивать надлежащим образом национальную энергетическую безопасность, выполнять те обязательства, которые возникают на внутреннем рынке, и решать среднесрочные тактические задачи.

«В текущих условиях горизонт планирования существенно снижен. Судя по заявлениям, которые делает Минэнерго, по тем данным, которые представляют компании, прогнозируемые объемы добычи нефти составят около 530 миллионов тонн, что несущественно отличается от прошлогодних показателей — чуть более 550 миллионов тонн», — отметил Станкевич.

Депутат подчеркнул, что состояние отрасли необходимо оценивать и исходя из влияния на экономику. Так, по данным Минфина, объем нефтегазовых доходов стал ниже в сравнении с прошлым годом. В 2022 году за восемь месяцев было выручено восемь триллионов рублей, а в 2023 году — пять триллионов.

Тем не менее перспективы наращивания объемов продаж за рубеж энергоресурсов имеются: Россия нашла новые экспортные каналы, уже налажена логистика, решен ряд финансовых вопросов, пояснил руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа имени Губкина Вячеслав Мищенко.

«Вся эта история с переориентацией потоков на глобальный Юг и Восток — это имеет место, это не фантазия и не пропаганда. Российские ресурсы сейчас активно находят новые рынки, в качестве примера — Индия как ключевой покупатель нефти. Она в десятки раз увеличила закупку российской нефти», — уточнил Мищенко.

Стране нужно больше бензина

Отрасль, безусловно, развивается, но проблемы все же остаются, в том числе на внутреннем рынке. Розничные и оптовые цены на топливо растут, а в некоторых регионах обозначились признаки дефицита, напомнил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Причина, по его мнению, кроется в разбалансировке внутреннего и внешнего рынков.

«Это то, о чем недавно говорил президент на Восточном экономическом форуме. Для того чтобы внутренний рынок был насыщен, нам необходимо обеспечить его премиальность относительно экспорта. До недавнего времени такая балансировка обеспечивалась привязкой таможенной пошлины и курса рубля к внешним ценам. Росли цены внешнего рынка, соответственно, увеличивались таможенные пошлины и укреплялся рубль. Это обеспечивало при росте внешних цен премиальность внутреннего рынка», — напомнил эксперт.

Он добавил, что с 2015 года начался период налогового маневра, который предполагал повышение налога на добычу полезных ископаемых и вместе с тем уменьшал пропорционально таможенные пошлины, которые в 2024 году должны обнулиться. Но, чтобы при росте НДПИ и снижении пошлин это не приводило к росту цен внутри страны, одновременно размер акцизов должны были снижать. «Если бы это делалось, как и задумывалось, акцизы были бы около трех тысяч рублей за тонну вместо 12 тысяч и, наверное, в смысле балансировки внутреннего и внешнего продуктов сегодня было бы все благополучно. Но акцизы ни разу не снижались, а только повышались. И в 2018 году все дошло до крайней точки кипения, когда резко подскочили внешние цены на топливо, а за ними следом поднялись и внутренние. Было введено замораживание цен на топливо в рознице», — напомнил глава РТС.

Последнее нововведение, которое должно было исправить ситуацию, — механизм демпфера, который предполагал снижение налоговой нагрузки на нефтяников и обеспечивал им «премиальность внутреннего рынка». «2019 год прошел нормально, потом демпфер стали резать — в этом году его сначала немножко снизили, а с сентября урезали в два раза. После этого возник резкий рост экспортной альтернативы, который стал более выгодным. Это привело к увеличению поставок за рубеж и появлению так называемого серого экспорта. То есть экспорта товара, поставленного на внутренний рынок, за который государство уже выплатило демпфер. Этот товар скупался и по серым схемам отправлялся в другие страны», — добавил глава РТС.

Рост серых экспортных схем, по свидетельству эксперта, привел к увеличению дисбаланса предложения и спроса, который в этом году существенно повысился, не в последнюю очередь за счет увеличения грузовых автомобильных перевозок в восточном направлении. «Например, потребление дизельного топлива на заправках в восточном направлении увеличилось чуть ли не в 10 раз. Появились также новые территории, которые нужно снабжать топливом, там сейчас ведется большое строительство, а предложения на бирже снизились. Это и привело к росту цен», — уточнил Евгений Аркуша.

Для исправления ситуации необходимы системные меры, убежден он. Одной из таких, по мнению эксперта, можно считать предложения, которые прозвучали на совещании у зампреда Правительства Александра Новака 15 сентября. Речь идет о введении солидной таможенной пошлины 250 долларов за тонну как для светлых, так и для темных нефтепродуктов. Эта пошлина будет возвращаться в виде обратного акциза тем компаниям, которые будут придерживаться рекомендаций Минэнерго по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок и на биржу. Это решение, по словам Евгения Аркуши, с одной стороны, закрывает все возможности для серого экспорта, а с другой — стимулирует нефтяные компании выполнять рекомендации Минэнерго.