Войти в почту

На ярмарку в Ярославль приехали 105 предприятий из 12 регионов

Санкции и тренд на импортозамещение заставили отечественных промышленников и бизнесменов с удвоенной и даже утроенной энергией искать производителей комплектующих и ингредиентов, раньше завозившихся из-за рубежа, на территории родной страны. И сегодня 80-90-процентная обеспеченность российских производств своими запчастями - случай уже не редкий, а скорее даже привычный. Хотя проблем на этом пути по-прежнему предостаточно - о чем говорили и участники прошедшей в Ярославской области межотраслевой ярмарки контактов "Бизнес Ярославии - 2023".

На ярмарку в Ярославль приехали 105 предприятий из 12 регионов
© Российская Газета

Главное - поставщик

По данным организовавшей ярмарку (уже третью по счету) региональной Торгово-промышленной палаты, на нее в этом году приезжали 105 предприятий, а в бирже субконтрактов, то есть в серии подготовленных переговоров между заказчиками и поставщиками об изготовлении деталей и узлов, участвовали восемь компаний-заказчиков и 18 исполнителей из 12 регионов страны: Ярославской, Владимирской, Ивановской, Московской, Калужской, Курской, Ростовской, Челябинской, Новосибирской областей, Пермского края, Республики Татарстан и даже ЛНР. В общей сложности на ярмарке состоялось больше 80 переговоров между заказчиками и поставщиками.

К примеру, рыбинский производитель снегоходов "Русская механика" нашел для себя, по словам главного инженера Виктора Илюхина, "два очень интересных контакта" по тормозным системам; группа "Консул", чье предприятие расположено в Ростове Великом, - новых потребителей различного алмазного инструмента; представители ярославской компании "Долина" познакомились с партнерами по металлообработке.

Тутаевский завод "Европейские подъемные машины", выпускающий безредукторные лебедки для лифтов на базе синхронного двигателя с постоянными магнитами, искал партнеров для механической обработки деталей. На ярмарке предварительно договорились с предприятием из Калужской области, однако оно от Тутаева расположено далековато, поэтому другие варианты тоже пока рассматриваются. Завод подъемных машин, конечно, может и сам все это делать, но выросли объемы производства, и для механообработки нужны уже дополнительные помещение, оборудование, объясняет главный инженер предприятия Василий Ставер. А у местных заводов заказов тоже сейчас с избытком - им бы со своими управиться.

- Раньше было проще: предприятия были недогружены. А сейчас все перегружены. Поэтому они стараются сначала сделать свое, а потом уже все остальное, - объясняет главный инженер. Кстати, этому заводу всего 12 лет, но импортозамещением здесь серьезно занимаются половину этого срока. И если поначалу зарубежных комплектующих в продукции было процентов 80-90, то сегодня все наоборот, что, конечно, в 2022 году избавило предприятие от многих проблем. Импортными остаются только постоянные магниты: их закупают в Китае, в России таких пока просто нет.

На предприятии по производству мини-погрузчиков создали собственную машину, где китайские теперь - только колеса и рулевая колонка

Свой движок дороже

Специалисты "Долины", где много лет из импортных комплектующих собирают мини-погрузчики, создали собственную машину, где китайские теперь - только колеса и рулевая колонка, а все остальное сделано на ярославских заводах, мотор - минский, насос - екатеринбургский. По словам руководителя дилерской сети компании Павла Жарикова, сейчас разработка проходит тестовые испытания, по их окончании погрузчик будет запускаться в массовое производство.

- Надеемся, что получим аккредитацию в Минпромторге, получим субсидирование под его производство и будем собирать этот погрузчик в Ярославле, - делится планами представитель компании.

Не жалуются на сложности с комплектующими и на рыбинском заводе "Техмар", специализирующемся на производстве вездеходов, снегоходов и мотобуксировщиков. Все узлы и детали в этих машинах отечественные. Однако самый главный элемент - движок - поменять с китайского на российский не удается.

- Если ставим отечественный двигатель, продукция, к сожалению, получается неконкурентоспособной по цене: на порядок дороже, - сетует начальник отдела маркетинга и продаж компании Татьяна Долгова. - Мы рассматривали разные варианты, разные модели, но с российскими движками наша техника сразу вылетает из той ниши, которую мы занимаем, то есть достаточно бюджетной техники для рыбаков, охотников, жителей сельской местности. Ее не для покатушек берут, а для работы, поэтому ценник мы сильно повышать не можем. При этом качество используемых нами китайских движков сопоставимо с качеством российских.

Китаезамещение

А вот в отечественную лакокрасочную отрасль китайский вклад сегодня вырос в разы. По словам гендиректора компании "Русские краски" Валерия Абрамова, помимо европейского оборудования, которое традиционно использует отрасль, из Европы и Азии завозилось 376 попавших под санкции сырьевых позиций, то есть примерно 40 процентов. К сегодняшнему дню по 80 процентам из этого импортного сырья уже существует "стабильное регулярное решение", по 15 процентам процесс с некоторыми сложностями, но двигается, по пяти - двигается сложнее всего. Причем проблема решается, к сожалению, отнюдь не благодаря усилиям отечественной промышленности, а в основном при помощи все той же Поднебесной.

- В прошлом году мы много усилий потратили на импортозамещение, хотя реально это китаезамещение, - не скрывает Валерий Абрамов. - И сегодня мы работаем бесперебойно с точки зрения сырья, потому что все более-менее доступно, хотя тот же Китай нам обошелся недешево. Раньше мы шли туда за недорогим сырьем, а сегодня, поняв конъюнктуру рынка, китайцы тоже подняли цены. Но надо сказать, что за последние 10 лет химия там очень выросла технологически, поэтому получаемое оттуда сырье ничуть не хуже по качеству, чем европейское. Более того, мы даже сталкиваемся с ситуациями, когда Европа под своими лейблами продает китайское.

Что же касается отечественных импортозамещающих сырьевых проектов для лакокрасочной промышленности, то Валерий Абрамов смог привести только шесть. То есть погоды они пока, увы, не делают.

- Уровень импортозамещения достаточно низкий в российской химии, и коренных изменений не просматривается. Но Китай нам пока помогает, и мы надеемся, что он и дальше будет это делать, - говорит гендиректор "Русских красок".

Работать по-китайски

Представители предпринимательского сообщества признают: российские предприятия часто не заинтересованы в выпуске комплектующих и сырья не очень большими партиями и объемами, из-за чего некрупным производствам и приходится обращаться к китайским партнерам.

- В Китае мы приходим и просто берем на полке фару, потому что их там делают несколько миллионов, - на выбор, любую. В России приходим на предприятие. Какое нужно количество? Пять тысяч штук? Вот если бы 500 тысяч, говорят, тогда был бы смысл начинать работу. И так практически везде, - приводит пример главный инженер "Русской механики" Виктор Илюхин.

Впрочем, ситуация постепенно меняется. По словам Илюхина, в 2022 году им, в частности, удалось перевести производство поршнекомплектов из Европы в Россию - их сейчас делают партнеры в Костроме. Хотя когда-то - при миллионных заказах для автопрома - объем в 10 тысяч для костромичей тоже был не очень интересен.

- На самом деле возможностей довольно-таки много. Нужно, наверное, только другу к другу повернуться, попробовать сделать что-то, что нужно нам, вам, друг другу, - обратился к коллегам-промышленникам представитель рыбинского предприятия.

Со своей стороны гендиректор ярославского АО "Резинотехника" Михаил Шабанов заметил, что для конкурирования с Китаем и достижения реального промышленного суверенитета необходимо обязательно повышать производительность труда.

- В Китае производительность на аналогичных предприятиях выше в разы. Я в Китай трижды ездил, был там на производствах. Везде одна и та же картина. Они трудятся, трудятся… Все копируют, ничего не боятся. У китайца спроси: можешь это сделать? Он скажет: могу. Давай-давай, все могу. И в итоге он действительно сделает, - рассказал о поездках к восточному соседу гендиректор ярославского АО "Резинотехника" Михаил Шабанов.

компетентно

Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ:

- В 2019 году Ярославская торгово-промышленная палата при поддержке ТПП России организовала первую ярмарку контактов, которая в итоге вылилась в Национальный форум промышленной кооперации и системного инжиниринга, состоявшийся в мае 2023 года на площадке ЦВК «Экспоцентр». То есть процесс идет от малого к большому, от региональной повестки к федеральной, когда региональные предприятия выходят на федеральный уровень, находят кооперационные связи, и мы говорим уже с правительством Российской Федерации о поддержке этих производственных и научно-технических кластеров, о том, что нужна отдельная программа по развитию межрегиональной горизонтальной кооперации российских предприятий для производства отечественной продукции в целях обеспечения нашего национального технологического суверенитета.

Наталья Рогоцкая, президент Торгово-промышленной палаты Ярославской области:

- Предприятия сегодня вынуждены быстро перестраиваться и закрывать возникающие потребности, чтобы сохранять и наращивать объемы производства, выполнять заказы, осваивать новую продукцию. И такая ярмарка контактов - один из инструментов поиска производственных партнеров как внутри региона, так и за его пределами. Казалось бы, предприниматели области хорошо друг друга знают, но в действительности это не так, до сих пор нередко случаются "открытия". К примеру, привозят продукцию из-за рубежа, а оказывается, ее можно найти на соседней улице или в одном из городов области. Получая обратную связь от бизнеса, мы об этом знаем не понаслышке. Самый действенный способ найти партнеров - прямые контакты и общение руководителей между собой, поэтому мы часто собираем представителей бизнеса для обсуждения различных вопросов на площадке ТПП. Этот процесс невозможно оцифровать, какие бы платформы для бизнеса ни существовали, процесс создания нового продукта без личного контакта практически невозможен. И наша миссия - содействовать бизнесу на этом пути на любом этапе его развития.