Как в Алтайском крае обновляют парк общественного транспорта

В Алтайском крае за последние два года на приобретение подвижного состава пассажирского транспорта направили свыше 1,4 миллиарда рублей бюджетных средств.

Как в Алтайском крае обновляют парк общественного транспорта
© Российская Газета

- Такого масштабного обновления парка общественного транспорта у нас давно не было, - отметил руководитель некоммерческого партнерства "Автомобильные перевозчики Алтая" Николай Орлов. - 193 автобуса с прошлого года работают на внутри- и межмуниципальных пассажирских перевозках в сельских районах. В результате во многих селах были восстановлены и даже организованы новые маршруты, что позволило повысить транспортную доступность в регионе.

В министерстве транспорта Алтайского края уточнили, что приобретение такого количества автобусов позволило обеспечить 55 районов и городов новым пассажирским транспортом и возобновить перевозки на 65 муниципальных маршрутах в сельской местности. Семь закупленных в прошлом году для Рубцовска троллейбусов тоже уже работают на городских линиях. А вот поставка в Барнаул десяти современных низкопольных трамваев из Беларуси пока затягивается.

В этом году на 800 миллионов рублей средств казначейского кредита, который региональные власти взяли под три процента годовых сроком до пятнадцати лет, планируют закупить еще 65 автобусов разной вместимости для семи городов. Они должны поступить в Барнаул, Камень-на-Оби, Алейск, Славгород, Заринск, Змеиногорск и Горняк в начале 2024-го. При этом 41 автобус вместимостью более 100 человек получит краевой центр, что существенно обновит парк техники на городских маршрутах.

Новые автобусы муниципалитеты часто отдают в аренду частным транспортным компаниям, поскольку муниципальных предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, в регионе осталось мало - пять автобусных в районах и три трамвайно-троллейбусных в Барнауле, Бийске и Рубцовске. Правда, барнаульские власти, ожидая поступления более сорока единиц техники, решили создать на базе "Горэлектротранса" еще и автобусное МУП.

Как отметил заместитель главы города по дорожному хозяйству и транспорту Антон Шеломенцев, уже определены площадки будущего автопарка и началось формирование штата сотрудников.

Частники, работающие на городских маршрутах, тоже обновляют технику. Так, в июле этого года одна из крупнейших барнаульских транспортных компаний приобрела три новых автобуса большой вместимости китайского производства. По словам руководителя предприятия Романа Арапова, автопарк давно требует замены, ведь основную его часть до сих пор составляют автобусы 1990-х годов выпуска.

Чтобы транспортные компании активнее приобретали новую технику, со следующего года мэрия Барнаула будет заключать с ними долгосрочные контракты - на семь лет. Главное условие для перевозчиков - каждый год покупать машины и за семь лет обновить не менее 25 процентов своего автопарка.

Так, по оценкам региональных властей, всего в крае насчитывается свыше 2,5 тысячи единиц общественного автотранспорта, средний возраст которого превышает двенадцать лет. На полное обновление парка требуются огромные средства - более двадцати миллиардов рублей с учетом, что трамваи и троллейбусы тоже нужно менять. Поэтому с 2021-го в регионе начали ежегодно направлять бюджетные инвестиции и развивать государственно-частное партнерство для решения транспортной проблемы.

На бюджетные деньги в Алтайском крае закупают автобусы российского производства, белорусские трамваи и троллейбусы. Также барнаульские машиностроители пытаются наладить сборку собственных трамваев. Проект создания такого производства городским властям предложил учредитель завода "Геомаш" Владимир Отмашкин. По его словам, сейчас на площадках предприятия идет сборка первого тестового вагона, цена которого, по расчетам инвестора, должна быть на десять процентов ниже рыночной.

Кстати

Удастся ли собрать первый трамвай, сколько он будет в итоге стоить и окажется ли такое производство экономически целесообразным - пока неизвестно. Ведь в нынешних санкционных условиях проблемы с выпуском трамваев возникли даже у белорусских заводов: задержки с поставкой некоторых импортных комплектующих тормозят процесс сборки. Так что поставка 10 трамваев по контракту с Алтайским краем, заключенным еще в октябре прошлого года, затягивается. Сроки постоянно переносятся, и сегодня никто не может сказать, придут ли они в Барнаул до конца 2023-го.