Цифровые помощники и умные светофоры. Мэры рассказали об использовании ИИ в городском хозяйстве
<p>О наработках и перспективах использования ИИ в системе управления городами шла речь на круглом столе мэров на тему "Искусственный интеллект в управлении городом", который прошел в рамках международного форума Kazan Digital Week 2023 в Казани.</p> <p>Мэр Казани Ильсур Метшин отметил, что технологии играют все большую роль в городском хозяйтсве, а ИИ остается самой обсуждаемой технологией, которая "производит революционные изменения в бизнес-процессах, внедряется во всех сферах нашей деятельности". "ИИ - это не угроза, а инструмент, который может значительно улучшить работу муниципалитетов и повысить качество жизни горожан. Внедрение ИИ потребует от сотрудников новых знаний и навыков, нам придется научиться пользоваться технологией, которая еще только формирует практику применения и вызывает неоднозначное отношение в обществе. Но это неизбежный эвалюционный путь, который современным городам нужно пройти вместе, развивая и обмениваясь лучшими практиками и совершенствуя методы управления". - подчеркнул мэр Казани.</p> <p>По его словам, ИИ в городском хозяйстве может взять на себя рутинную работу, освободив чиновников для решения творческих задач. "Мы считаем, что в муниципальном управлении ИИ может и должен принести большую пользу, позволяя сотрудникам уйти от рутины, сконцентрироваться на более сложных и творческих аспектах работы. Лидером внедрения ИИ в России явялется Москва, чей опыт мы изучаем и примеряем на себя. Одно из приоритетных направлений - умное распознавания речи, генерация текста на лету. Организована работа общегородского контакт центра - голосовое сообщение преобразуется в текст, который ИИ маршрутизирует и отправляет исполнителю. Мы стараемся не отставать от московских коллег и в прошлом году внедрили информационно-коммуникационную платформу "Эра", разработанную казанской компанией. Внедрение единой платформы позволило заменить зарубежную телефонию более 2 тыс. сотрудников мэрии Казани и модернизировать единую дежурную диспетчерскую службу", - рассказал Ильсур Метшин.</p> <p>По его словам, платформа с элементами ИИ позволила создать голосовых помощников, которые без участия человека принимают показания счетчиков, заявки на уборку снега, отлов бездомных животных и консультируют жиетелей по наиболее важным вопросам, например о дошкольном образовании. Благодаря такой системе удалось снизить нагрузку на операторов колл-центров на 40%. а среднее время ожидания ответа от сотрудника мэрии составило 15,5 сек. при средней продолжительности разговора почти 2 мин.</p> <p>"Зафиксировано и проанализировано более 1 млн коммуникаций между сотрудниками мэрии и жителями, система позволяет предсказывать сезонность и пиковые нагрузки", - подчеркнул мэр Казани.</p> <p>Он добавил, что помимо голосовых помощников, ИИ помогает отслеживать состояение городских дорог и качество их уборки. "В 2022 г. мы внедрили информационную систему по аналитическому сопровождению, контролю и управлению городским хозяйством "Сити софт". Благодаря оборудованию с компьютерным зрением, установленном на 25 городских автобусах, она непрерывно мониторит обстановку на улично-дорожной сети и прилегающих территориях. Система позволяет фиксировать заснеженность дорог, дорожные деффекты, отсутствие знаков не дожидаясь жалоб граждан. Компьютерное зрение позволяет в режиме реального времени увидеть исправление нарушений. Благодаря такому мониторингу время уборки дорог в Казани сократилось на 40%", - отметил Ильсур Метшин.</p> <p>Он добавил, что сейчас в мэрии Казани проектируют систему управления, которая в режиме реального времени с помощью ИИ сможет оперативно реагировать на проблемы и подсказывать чиновникам варианты решения, а с помощью предиктивной аналитики действовать до возникновения проблемных ситуаций.</p> <p>"Для больше наглядности мы приступили к созданию трехмерной модели города. Для этого тоже применяется ИИ, использующий как основу высококачественные фотопланы и трехмерное лазерное сканирование. Главная цель этой работы - построение цифрового двойника города, когда в точной трехмерной модели мы сможем увидеть, как функционирует городская инфраструктура, каким образом впишутся в городскую среду новые здания и сможем визуально оценить качество планировки новых городских территорий и что немаловажно, расчитывать требуемый объем финансовых затрат для той или иной работы. То есть мы можем уже говорить о более оперативных и точечных решениях в градостроительстве", - отметил Ильсур Метшин.</p> <p>Замгубернатора Ханты-Мансийского автономного округа, директор департамента информационных технологий и цифрового развития Павел Ципорин отметил, что ИИ в Ханты-Мансийске используется с 2017 года, когда контактный центр службы "122" оснастили голосовым помощником "Вика".</p> <p>"Теперь, если житель Ханты-Мансийска звонит на номер 122, он попадает на голосового помощника "Вику", которая нежным голосом спрашивает, что его интересует. Только 18% вопросов уходит на реальных операторов, остальные обрабатываются "Викой", - рассказал замгубернатора ХМАН</p> <p>По словам Павла Ципорина, пик звонков пришелся на пандемию COVID-19, когда в сутки в колл-центр поступало до 6 тыс. звонков. "Мы посчитали, что если бы эти звонки обрабатывали реальные операторы, нам бы пришлось 120 человек сперва посадить за телефонные аппараты, купить им оборудование, а потом, когда спал поток обращений, куда-то трудоустроить. Вместо этого мы посадили одну "Вику", она прекрасно отработала и продолжает отрабатывать", - сказал замгубернатора ХМАО.</p> <p>По его словам, сейчас в регионе изучают модели применения технологии генеративного ИИ в городском хозяйстве. Среди перспективных направлений - создание нейроассистента губернатора, который сможет заменить советников и аналитиков, нейроассестент по работе с нормативно-правовыми актами, по информационной безопасности, цифровой помощник инженера и геолога в нефтегазовой отрасли, а также генеративная модель малоресурсных языков - хантыйского и мансийского, которая сможет озвучивать тексты на языке малых народов Севера, генерировать рассказы и сказки в стилистике коренных народов, переводить тексты редких языков.</p> <p>Глава Перми Эдуард Соснин рассказал, что с помощью ИИ-технологий в городе завершена масштабная цифровизация общественного транспорта, реализован проект "умный свет" на главных улицах города, созданы сервисы для населения. Все это позволило Перми занять 7 место по уровню качества городской среды среди российских городов. Кроме того, ИИ помогает развивать инвестиционную программу города и работу с инвесторами, подчеркнул мэр Перми.</p> <p>Мэр города Улан-Удэ Игорь Шутенков рассказал, что ИИ позволил начать внедрение в городе интеллектуальную транспортную систему с использованием обзорных камер, которая управляет транспортным движением. "Мы посчитали, что на 17% увеличился поток движения трансопртных средств в часы пик. А когда завершим внедрение, этот показатель достигнет 25%", - отметил Игорь Шутенков. По его словам, благодаря системе жители города могут отслеживать время прибытия автобуса. ИИ также задйествован в ЖКХ, медицине, на предприятиях региона.</p> <p>Мэр турецкого муниципалитета Конья Угур Ибрагим Алтай, который участвовал в круглом столе по видеосвязи, рассказал, что в городе реализуется более 200 проектов в сфере ИИ в рамках стратегии развития города до 2030 года, в которых участвует более 250 стейкхолдеров со всей Турции.</p> <p>Угур Ибрагим Алтай призвал коллег из других городов активно обмениваться опытом применения ИИ-решений. "Мы говорим о таких вопросах, как эффективность трафика, потребления воды, энергии, где ИИ помогает нам быть более эффективным. В то же время ИИ помогает руководителям лучше понять городские проблемы, анализируя запросы различных сообществ", - отметил Угур Ибрагим Алтай.</p>