Не все регионы УрФО подготовились к работе такси по новым правилам

Новый федеральный закон, регулирующий перевозку пассажиров в такси, вступил в силу 1 сентября 2023 года. Что изменилось на уральском рынке пассажирских перевозок, выяснял корреспондент "РГ".

Не все регионы УрФО подготовились к работе такси по новым правилам
© Российская Газета

- Я военный пенсионер, работаю в такси не постоянно. Как подработчику мне этот новый закон не выгоден. Я уже решил, что найду другое занятие. Уж очень много хлопот: регистрация, перекраска машины, оформление дорогущего страхового полиса… И таких, как я, множество. Но, если мы уйдем, кто будет людей возить? И насколько вырастут цены? - еще летом рассуждал за рулем мужчина средних лет.

Стоимость услуг такси с тех пор действительно выросла, причем задолго до сентября. По официальным данным, увеличение составило около 20 процентов, но постоянные клиенты утверждают, что в отдельные моменты рост двукратный.

- Ценник в такси вырос на 30 процентов, но не в сентябре, а раньше. Если закон заработает должным образом, мы будем вынуждены разом отключить тех водителей, которые пока не получили разрешения. В итоге цена поездки может вырасти в 6-10 раз. Как это уже произошло, например, во Владивостоке, - сообщил корреспонденту "РГ" директор такси MAXIM Максим Шушарин.

По его словам, большинство российских таксистов - самозанятые. Закон позволяет им оказывать эту услугу, но обязал агрегаторов передавать им заказы только при наличии у самозанятых соответствующего разрешения. Между тем проверить это сложно: во многих регионах до сих пор нет таких реестров (составлять их должен местный минтранс).

Главное, что произошло, - рынок такси выходит из тени. Раньше 90 процентов перевозчиков работало в "сером" сегменте, а сейчас все прозрачно

- К тому же не вполне заработала система подачи самозанятыми заявлений на получение разрешений через "Госуслуги". Кстати, это предполагает наличие квалифицированной электронной подписи, но она мало у кого есть. Таким образом, возможность автоматической сверки у агрегаторов по-прежнему отсутствует. И пока все остается по-старому. Разрешения получили не более 5 процентов таксистов. И если добросовестно исполнить закон, как мы сделали, например, в Чите, то город просто встанет: в день эксперимента там смог уехать только один процент желающих, - добавил Шушарин.

Впрочем, компания стремится стимулировать самозанятых выполнять требования нового закона. Так, водители, работающие без разрешений платят агрегатору 30 процентов вместо 10-15. Таксисты массово негодуют, но получать документ тем не менее не спешат.

Но это не единственная сложность. Закон вводит и другие требования к самозанятым. Например, обязательное приобретение специального ОСАГО, прохождение медосмотра. Первый пункт не работает из-за высокой стоимости полиса, со вторым тоже все непросто. Сейчас предлагается организовать дистанционные врачебные осмотры через терминалы, но стоимость одного такого прибора "в антивандальном исполнении" доходит до 400 тысяч рублей. Непонятно, кто будет нести эти затраты.

- Вряд ли получится вернуться к системе советских таксопарков с постоянным штатом водителей, врачей и техников. В крупном городе для выполнения всех заказов нужно 5-7 тысяч машин одномоментно, и с одним таксопарком это просто невозможно. Вообще, я считаю, что существующая система и так достаточно эффективна и безопасна, - выражает мнение Шушарин.

В Екатеринбурге сектор такси занимает большую долю рынка. По данным Союза автотранспортных предприятий Свердловской области, перевозки пассажиров наземным транспортом в мегаполисе охватывают 400-450 тысяч человек в сутки, из них таксисты доставляют около 200-250 тысяч. Понятно, что любые резкие движения в этом секторе весьма болезненны для всей транспортной системы, однако реформы все же необходимы, уверены многие эксперты.

Прежде всего новый закон обеспечивает безопасность, ответственность и прозрачность рынка, считает официальный представитель Общественного совета по развитию такси в УрФО Владимир Герасименко. По его словам, активно критикуют закон те, кто его не читал, или те, кому он невыгоден. Например, водители с судимостью (им путь в таксисты отныне заказан).

- Главное, что произошло, - рынок такси выходит из тени. Раньше 90 процентов перевозчиков работало в "сером" сегменте, а сейчас все прозрачно. Разработана нормативно-правовая база, все участники рынка смогут подавать заявления - через МФЦ, электронную почту, "Госуслуги". И если прежде выдача разрешения на один автомобиль стоила 3750 рублей, то сейчас эта процедура бесплатная. Причем все ранее полученные разрешения продолжают действовать - они выдаются на пять лет. Решен вопрос с медицинским предрейсовым контролем (измерять давление на приеме у врача не обязательно, появилась дистанционная услуга). А исполнение закона может контролировать минтранс региона - путем рейдов, - перечисляет Герасименко.

Действительно, не все регионы смогли создать реестры учета агрегаторов, перевозчиков и машин - на это нужны большие силы и средства. Но с 1 сентября запущена федеральная государственная информационная система "Такси", и подключиться к ней может любой регион. К тому же на внесение данных в реестры у регионов и участников рынка есть еще два с лишним месяца - до 1 декабря 2023 года. Свердловская область уже подготовила всю необходимую нормативно-правовую базу, приняла региональный закон о транспорте, так что издержки должны быть минимальными.

Большой плюс нового закона - в избавлении от монополии агрегаторов, уверен Герасименко. По его прогнозу, в перспективе количество служб заказа такси вырастет и создать такой сервис сможет даже таксопарк.

Интересно, что некоторые нормы, вызывающие споры, закон вообще передает на усмотрение регионов. Например, в Свердловской области решили не заставлять водителей перекрашивать автомобили в "цвета такси". Однако ряд проблем все же остается, признает Герасименко. И для их решения придется внести изменения в другие законы, например "О гражданском страховании". Речь о том, что около трети таксистов-подработчиков могут просто уйти с рынка из-за того, что им невыгодно оформлять полис ОСАГО.

- Дорогая страховка - это головная боль, полис стоит от 80 до 100 тысяч рублей. Для страховщиков ОСАГО - проблемный продукт, так как практически каждый четвертый автомобиль такси попадает в аварию. Мы уже обратились в ЦБ, считаем, что рисковые виды страхования должны быть поделены между всеми страховщиками, но полис должен стоить на уровне 20-30 тысяч рублей, - считает эксперт.

Что до обязательного врачебного контроля, то этот пункт, безусловно, должен выполняться. В Свердловской области работают 1500 медкабинетов, где водитель может проверить здоровье, но не всем это удобно. Выход - в приеме онлайн.

- Поправки об охране здоровья разрешают дистанционно проходить контроль. В Москве, например, на каждой АЗС стоит такой терминал. Свердловские инвесторы тоже готовы их установить и наладить связь с медкабинетами. На недавнем форуме такси было много предложений от изготовителей, - отметил Герасименко.

По прогнозам, стоимость такой услуги будет около 40 рублей. Сумма невелика и не должна повлиять на ценник такси. А сегодняшний скачок обусловлен скорее психологическими, нежели экономическими факторами. Как только перевозчикам будет дано право самим устанавливать тарифы, цены откорректируются, уверен Герасименко.

Жизнь внесет изменения и в сам закон, считают эксперты.

- Через полгода будет понятно, что именно не работает - и можно будет вносить поправки. Тем более что многие полномочия переданы на региональный уровень. Так, регионы получили право устанавливать порядок оказания услуг такси на вокзалах и в аэропортах. Планируется, например, предоставить право въезжать на их территорию только легальным перевозчикам и увеличить для них время бесплатной стоянки с 15 до 30 минут, - сообщил Владимир Герасименко.

Также регионы получили возможность оказывать отрасли господдержку, например субсидировать лизинг автомобилей. Это уже делают в Москве, правда, тягаться со столицей, выделившей на эти цели полмиллиарда рублей, другим субъектам РФ сложно. А еще на местах могут создать бесплатные парковки для перевозчиков по всему городу. Такие вопросы постепенно будут решаться, при этом контроль остается за минтрансом региона, который вправе даже заблокировать недобросовестного агрегатора.

А как у соседей?

Вступивший в силу 580-ФЗ обязывает регионы вести три реестра, в которые вносятся данные о транспортных средствах, агрегаторах и перевозчиках, желающих получить разрешения на работу такси. Только за первую неделю сентября в главное управление строительства Тюменской области поступило 211 заявлений: 194 - на внесение автомобилей в реестр такси, 15 - на включение сведений о перевозчике и два - от агрегаторов. 63 процента заявлений поступило через портал госуслуг, остальные поданы лично. В управлении отмечают, что данные об авто обрабатываются в течение суток. На проверку информации о перевозчиках и агрегаторах требуется больше времени - до одной недели. Специалисты уже внесли в реестр легковых такси 101 автомобиль, обрабатываются данные свыше 4000 машин, на которые есть действующие разрешения.