Войти в почту

Россия наращивает экспорт рыбопродукции, но отрасли нужны реформы

Экономическая война, развязанная Западом против России, не смогла обрушить российский экспорт рыбы и морепродуктов с Дальнего Востока. Азиатские потребители от нашей продукции отказываться не готовы. Более того – Китай и другие страны демонстрируют небывалые темпы восстановления спроса после коронавируса. И это прекрасная возможность для наших производителей заполнить новые ниши. Но без реформы отрасли развитие российских промысловых и марикультурных предприятий региона под вопросом. В Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне объем добычи водных биоресурсов к 1 сентября увеличился на 17,2% относительно прошлого года и достиг 2,8 млн тонн, сообщает Росрыболовство. Растет и экспорт. Как ранее отметил глава ведомства Илья Шестаков, в абсолютных цифрах продажи за рубеж из РФ выросли на 10% по отношению к 2022-му году. Правда, в деньгах цифры примерно на уровне прошлого года, или даже чуть ниже. Но восстановление спроса в КНР за ближайшие несколько месяцев нивелирует это падение. - Я думаю, постепенно выручка от экспорта будет увеличиваться. Структура продаж тоже меняется. Понятно, что из-за санкций закрыты для поставок продукции США, куда поставляли нашего краба, но зато вырос экспорт в дружественные страны, где-то на 40 процентов, - отмечает Илья Шестаков. - Что-то меняется, конечно. Но в целом, мы считаем, по экспорту в 2023 году будет положительная динамика. Отказ США от закупки российского краба действительно ударил по промысловикам. Экономика нашей отрасли такова, что на одних рыбных ресурсах предприятие в лучшем случае выходит в ноль. Именно крабовые «валютные» доходы позволяют предприятиям развивать прибрежные колхозы и рыбзаводы, обновлять оборудование и так далее. Теоретически этот объём можно было бы пустить на внутренний рынок. Но себестоимость продукции такова, что в тех объёмах, что шли на США, внутренний рынок ее переварить не сможет. Средняя цена за килограмм камчатского краба – 45 долларов. Умножайте на курс доллара, туда же торговую надбавку и транспортные расходы – вот будет рыночная цена. Причем нужно понимать, что это неочищенное мясо краба. Выход из этого кило будет 500-600 грамм. Согласитесь, немного желающих найдется купить за такие деньги. Очевидно, что структура экспорта российского краба будет меняться. Япония, КНР, Корея, другие регионы и страны гарантированно будут наращивать закупки. Но процесс этот небыстрый. Сможет ли бизнес пережить период «турбулентности»? В зоне риска небольшие и средние предприятия. Сейчас государство модернизирует флот. И, разыгрывая аукционы на добычу краба, одним из условий выдачи разрешений на вылов ставит модернизацию флота – точнее, строительство собственных краболовов. Цель абсолютно понятная. Но лоты очень крупные. А учитывая необходимое условие о строительстве новых судов, всё это делает участие в аукционах невозможным для небольших промысловых компаний. Нельзя сказать, что про «малышей» совсем забыли. По системе аукционов государство предусмотрело квоту на малые и средние предприятия, но очень маленькую – всего в два процента. Если этот объём разделить на существующие малые предприятия, то у каждого не будет даже минимального объёма вылова, который позволил бы поддерживать положительную рентабельность. Стратегически Россия обладает, вероятно, самым большим в мире потенциалом развития отрасли. В том числе и по искусственному воспроизводству биоресурсов. Правда, выращивать рыбу в закрытых водоемах на Дальневосточном побережье не получится. Воды зимой там слишком холодные. Температура даже ниже, чем в Баренцевом море. Зато можно производить другие, не менее интересные и привлекательные с точки зрения бизнеса продукты питания. - Дальневосточное побережье – это самые чистые в мире воды и лучшие морепродукты. Такая продукция очень востребована на международном рынке. Поэтому мы занимаемся марикультурой, выращиваем водоросли и беспозвоночных животных, - рассказал руководитель Центра аквакультуры и прибрежных биоресурсов Сергей Масленников. - В основном это моллюски и иглокожие. Кстати, активно выращиваем морского огурца и дальневосточного трепанга, это самое дорогое беспозвоночное в мире. Есть проекты по искусственному воспроизводству камчатского краба, хотя технически это очень непросто. Несмотря на кажущуюся сверхприбыльность этого бизнеса, своих сложностей в этой отрасли тоже немало. Во-первых, это очень высокорисковые проекты с большим циклом окупаемости. В инвестиционный план надо заложить как минимум трех-четырехлетний цикл воспроизводства. Без прибыли, с огромными рисками. Вот недавно прошел тайфун и просто уничтожил несколько наших площадок по воспроизводству. А например, камчатский краб, вступает в промысловый размер только на восьмой-десятый год. Кроме того, марикультура как отдельное направление вообще не финансируется государством. Отдельные предложения по изменению господдержки обсуждаются в экспертном сообществе. Но пока усилий «лоббистов» отрасли недостаточно, что поднять дискуссию на федеральном уровне. - Марикультура развивается во всем мире невероятными темпами, в основном это Юго-Восточная Азия: Китай, Вьетнам, Индия, Сингапур, Южная и Северная Корея, Япония. Везде государства активно вкладывают в это деньги, и это многократно возвращается в экономику, - отмечает Масленников. - Остро не хватает кадров, научных исследований. В советские годы было создано достаточно биологических институтов по нашей тематике, это заложило основу. Но перестройка, 1990-е и начало 2000-х ударили по индустрии очень сильно. Кадровый и научный потенциал до сих пор не восстановился. Знаете, как говорят - боевого летчика готовят пять лет, а морского биолога – 20. Зарубежные страны пытаются переманивать наших специалистов, предлагают потрясающие условия. Есть и проблема кормов – импортозамещение работает, но находится пока на начальном этапе. Без этого нам не выжить. Есть вопросы и по обновлению флота. Об этом Илья Шестаков доложил президенту в середине августа на совещании с членами Правительства РФ. Как было сказано выше, процесс модернизации был запущен. Но вот тут как раз ударили западные санкции. Флот, который мы строим в России, во многом состоит из зарубежных комплектующих. Главные двигатели, навигационное, промысловое и перерабатывающее оборудование - фактически мы пока ничего этого не производим. Сегодня наши предприятия заложили новые суда на верфях, но даже с проплаченным оборудованием из-за санкций возникли определённые сложности. Федеральные власти видят проблемы отрасли. Сейчас прорабатывается вопрос межведомственного взаимодействия, чтобы обеспечить запланированные темпы обновления рыболовного парка. Конкретные меры с учетом новой «санкционной реальности» могут быть предприняты уже до конца этого года.

Россия наращивает экспорт рыбопродукции, но отрасли нужны реформы
© Rosng.ru