Мишустин: Совместными усилиями в стране удалось нивелировать многие вызовы

Проект федерального бюджета на 2024-2026 годы одобрен правительством и до 1 октября поступит в Госдуму. Премьер-министр Михаил Мишустин ожидает сохранения темпов роста экономики ежегодно выше 2%, что значительно увеличит доходы казны. Это позволит вкладывать деньги в развитие и выполнить все социальные обязательства государства перед гражданами - ни одно из них не осталось без финансового обеспечения, заявил глава кабмина на заседании при рассмотрении бюджетных законопроектов.

Мишустин: Совместными усилиями в стране удалось нивелировать многие вызовы
© Российская Газета

Работа над главным финансовым документом страны велась на фоне двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, замедлялся рост мировой экономики: по итогам года он может оказаться одним из самых низких, начиная с последнего международного кризиса 2008-2009 годов. Сохраняется внешнее давление на Россию. С другой стороны, совместными усилиями в стране удалось нивелировать многие вызовы, и уже в этом году, подчеркнул Мишустин, экономика России перешла к устойчивому росту. "По предварительной оценке минэкономразвития, за семь месяцев валовой внутренний продукт увеличился больше чем на 2%", - рассказал премьер. Этому способствует рост обрабатывающей промышленности, перестройка транспортно-логистических связей и повышение инвестиционной активности в первой половине года. Стабильной остается ситуация на рынке труда.

Прогноз развития с весны улучшился

Как результат - основные параметры прогноза социально-экономического развития на 2024-2026 годы были существенно улучшены по сравнению с апрельскими сценариями, заявил министр экономического развития Максим Решетников. В 2023 году рост ВВП России ожидается около 2,8%.

Верстая проект бюджета, в правительстве исходили из того, что относительно высокие темпы роста экономики страны сохранятся. "Традиционно минэкономразвития подготовило два варианта - базовый и консервативный. При составлении бюджета мы опирались на базовый, он предполагает сохранение ежегодных темпов роста на уровне выше 2%", - заявил Михаил Мишустин.

Министерство заложило на 2024 год 2,3% роста ВВП, подтвердил Решетников. В номинальном выражении ВВП составит 180 триллионов рублей и будет расти дальше: в 2025 году превысит 190 триллионов, в 2026 г. - 202 триллиона. "Это больше того, что было заложено в сценарных условиях, в среднем на девять триллионов рублей ежегодно", - заметил глава минэкономразвития.

Прогнозные экспортные цены на российскую нефть в следующие три года будут около 70 долларов за баррель. И это довольно консервативная оценка, подчеркнул Максим Решетников, потому что сейчас цены в рублях выше прогноза примерно на 20%.

Торговый баланс по итогам года ожидается на уровне 145 миллиардов долларов. В дальнейшем сальдо продолжит рост за счет опережающего роста экспорта при более сдержанном росте импорта.

С нового года МРОТ вырастет сразу на 18,5% и превысит 19 200 рублей

- В результате к концу этого года рубль укрепится до 94 рублей за доллар США, - заявил министр экономического развития. - В 2024-2026 годах с учетом изменения структуры платежей и уровня оттока капитала новое равновесие будет формироваться на уровне 90-92 рубля за доллар.

Инфляция до конца 2023 года продемонстрирует небольшой рост, но в дальнейшем станет замедляться - до 4,5% по итогам следующего года. А в 2025 году она должна выйти на целевой уровень 4%. "Важно, что именно на уровень фактической инфляции будут проиндексированы социальные выплаты, поэтому тот уровень инфляции, который заложен в прогнозе, используется для формирования бюджетных проектировок", - сказал Максим Решетников.

От уровня инфляции зависит то, насколько в стране вырастут тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Напомним, в последний раз индексация проводилась 1 декабря 2022 года, и правительство взяло тайм-аут - до 1 июля 2024 года. Рост совокупного платежа за коммунальные услуги в следующем году не превысит 9,8% и в дальнейшем будет снижаться: в 2025 году - 5,7%, в 2026-м - 4%.

Источниками роста экономики страны станут инвестиции и потребительский спрос. Последний будет обеспечен увеличением реальных денежных доходов населения. "В 2023 году рост составит 4%, прежде всего за счет роста заработных плат. В реальном выражении мы ожидаем рост на уровне 6,2%, - сообщил глава минэкономразвития. - В дальнейшем ожидаем стабильный рост со средним темпом 2,8% в год". Рост зарплаты будет происходить на фоне сохранения низкого уровня безработицы - 3,1% на всем прогнозном горизонте.

Совместными усилиями в стране удалось нивелировать многие вызовы, считает премьер Михаил Мишустин. Фото: Дмитрий Астахов / POOL / ТАСС

Доходы пошли на повышение

Особенность проекта главного финансового документа на следующую трехлетку - существенный рост поступлений в госказну. В действующем трехлетнем бюджете доходы на 2024 и 2025 годы закладывались на уровне 27,2 и 27,9 триллиона рублей соответственно. Теперь это 35 и 33,5 триллиона рублей, в 2026 году - 34,1 триллиона. "Рост станет возможен благодаря дальнейшему развитию нашей экономики, - объяснил премьер-министр. - Ненефтегазовые поступления при этом должны вдвое превысить нефтегазовые".

Вырастут и расходы бюджета. Их предельный уровень на следующий год - 36,6 триллиона рублей, на 2025-й - 34,4 триллиона, на 2026-й - 35,6 триллиона. По словам Михаила Мишустина, это прежде всего связано со значительным ростом финансирования мер по реализации Послания президента. На национальные проекты в следующем году будет выделено около трех триллионов рублей, и свыше 760 миллиардов в течение трех лет пойдут на выполнение инициатив социально-экономического развития.

- Такая динамика позволит обеспечить безусловное финансирование не только всех принятых обязательств, но и других актуальных приоритетов, - заявил председатель правительства. - Это социальная поддержка наиболее уязвимых категорий граждан, укрепление обороноспособности страны, интеграция новых регионов, а также технологическое развитие и расширение инфраструктуры. Ресурсы на все эти приоритеты учтены в трехлетнем бюджете страны.

Все три года бюджет будет дефицитный, но разрыв не превышает 1% ВВП. "Предусмотрели, что покрываться он станет в основном за счет заимствований", - сказал Мишустин.

Расходы нашли себя в социалке

В приоритетах правительства - забота о семьях с детьми. Фонд пенсионного и социального страхования продолжит предоставлять единое пособие для нуждающихся беременных женщин и родителей, которые воспитывают детей до 17 лет. "Такую ежемесячную поддержку смогут получать свыше 10 миллионов семей", - заявил премьер. На это в течение трех лет предусмотрели 4,4 триллиона рублей.

Полностью финансово обеспечена программа материнского капитала, доложил министр финансов Антон Силуанов. Она потребует около 1,6 триллиона рублей. Ожидается, что средствами воспользуются более четырех миллионов семей.

На жилищное обеспечение семей с детьми зарезервированы более 482 миллиардов рублей и еще более 100 миллиардов - на выплаты малоимущим гражданам по программе социального контракта (по 900 тысяч человек ежегодно).

- В полном объеме будут выполняться и возложенные на фонд обязательства по осуществлению выплат по больничным листам и декретных. И конечно, пенсий - с учетом предстоящей индексации, - подчеркнул Михаил Мишустин.

В проекте бюджета Фонда обязательного медицинского страхования увеличено финансирование медпомощи в регионах. В следующем году оно вырастет примерно на 13,5%, что, по словам главы кабмина, важно для расширения доступности лечения граждан, обеспечения зарплат врачей и другого персонала на уровне не ниже установленного майским указом президента.

Свыше 130 миллиардов рублей в следующем году будет направлено на оказание высокотехнологичной помощи, не включенной в базовую программу ОМС. У жителей каждого региона сохранится возможность бесплатно получать ее в федеральных медучреждениях, на это пойдет около 214 миллиардов, сообщил премьер.

Министр финансов добавил, что в бюджетном проекте учтены более триллиона рублей на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, более 430 миллиардов рублей на помощь больным с онкологическими заболеваниями, средства на помощь больным сахарным диабетом и их обеспечение медицинскими изделиями.

Приоритеты - социальная поддержка граждан, укрепление обороноспособности страны, интеграция новых регионов, технологическое развитие

"Мы продолжим делать все необходимое для устойчивого развития отечественного здравоохранения", - сказал Мишустин. Так, на реализацию программы "Первичное звено для каждого" предусмотрено более 200 миллиардов рублей. С помощью этих денег будут построены 1700 фельдшерско-акушерских пунктов, отремонтированы шесть тысяч поликлиник, приобретены три тысячи быстровозводимых модульных конструкций, перечислил Антон Силуанов планы в этой сфере.

Вместе с проектом бюджета на рассмотрение правительства поступил федеральный законопроект для повышения минимального размера оплаты труда (МРОТ). Президент поручил провести с 1 января 2024 года его ускоренную индексацию - сразу на 18,5%. Это существенно опередит темпы инфляции, заметил Михаил Мишустин. "Уже с 1 января МРОТ превысит 19 200 рублей, - сказал он. - Вместе с этим вырастут зарплаты более чем 4,5 миллиона человек".

Комментарии

Правительство подготовило проект бюджета развития

Проект федерального бюджета на 2024-2026 годы, который обсуждался в пятницу на заседании правительства, не только вполне реалистичен в нынешних непростых условиях, но и, более того, его можно считать бюджетом развития. Причем именно того развития, о котором многие говорили много и долго: развития, когда доходы от продажи нефти и газа в нем не преобладают, считают опрошенные "Российской газетой" эксперты.

Бюджет будет реалистичным

"Бюджет сверстан вполне реальным, с учетом всех сегодняшних сложностей. В этом и его отличие, что планировать приходится в условиях сильного санкционного давления, при пока еще не перестроившейся полностью экономике", - говорит Ольга Макашина, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова. Дефицит бюджета, подчеркивает она, сам по себе нестрашен, если определены источники его финансирования, а они определены.

Ненефтегазовые доходы бюджета действительно в последние годы выросли при снижении (по самым разным причинам) нефтегазовых. Из-за такого разнонаправленного тренда они действительно могут в два раза превысить нефтегазовые.

В бюджете заложено выполнение всех социальных обязательств, и в первую очередь, касательно демографических вопросов. Оборонные расходы также пока не "убудут", такова необходимость. Сокращение может коснуться управленческих расходов - там еще есть резерв для сокращения, считает эксперт.

Единственный вариант роста бюджетных доходов до заявленных 35 трлн руб. - это развитие промышленности, без этого ничего не получится. Импортозамещение не должно остаться только на словах, отмечает Макашина.

Бюджет на 2024-2026 годы совершенно очевидно будет бюджетом развития, считает доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета управления Максим Чирков. Растущие расходы, которые обеспечивают развитие экономики, идут опережающими темпами по сравнению с расходами, говорит он.

Просадка нефтегазовых доходов в 2023 году и рост в обрабатывающих секторах промышленности обеспечивают трансформацию структуры российской экономики по секторам. Новые "гибкие" пошлины призваны собирать больше денег в бюджет не за счет нефтегазового сектора. Этот рост и эта тенденция, безусловно, имеют все шансы сохраниться и в дальнейшем. Рост российской экономики происходит за счет увеличения относительной конкурентоспособности российских предприятий в сравнении с нашими западными конкурентами.

Фото: Инфографика РГ

Пособия проиндексируют автоматически

Социальные пособия в России будут проиндексированы автоматически в зависимости от уровня инфляции, так как они зависят от прожиточного минимума, поясняет профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Львович Сафонов.

"Механизм выплаты единого социального пособия предполагает, что оно выплачивается людям в зависимости от прожиточного минимума. Соответственно закладывается индексация в зависимости от уровня инфляции", - уточнил он. В общей сложности социальные обязательства превысят 7 трлн рублей, отметил Сафонов.

Изменение тарифов ЖКХ проконтролирует ФАС

Минэкономразвития в день заседания правительства по проекту бюджета также опубликовало прогноз социально-экономического развития РФ на 2024 год. Предусмотрена индексация платы граждан за коммунальные услуги в 2024 году на 9,8%. В 2025 году индексация платы граждан за услуги ЖКХ запланирована на уровне 5,7%, в 2026 году - 4%.

Напомним, тарифы для населения за услуги ЖКХ не повышались с 1 декабря 2022 года, то есть не менялись последние полтора года.

Согласно опубликованному прогнозу, при корректировке параметров индексации учитывались дополнительная индексация цен на газ для всех потребителей, включая население (в 2024 году - на 4,2%, в 2025-м - на 1,2%), дополнительная индексация тарифов на передачу электроэнергии (в 2024 году - на 3,1%, в 2025-м - на 1%), а также дополнительная индексация тарифов на электроэнергию для населения (в 2024 году - на 2,9%, в 2025-м - на 1%).

При этом в министерстве напомнили, что по отдельным муниципалитетам размер индексации может превысить установленный индекс по субъекту РФ "более чем на величину предельного отклонения" с учетом реализации инвестиционных программ, соблюдения долгосрочных тарифов в рамках концессионных соглашений, реализации программ комплексного развития территорий и прочего. Проконтролирует изменение платы за коммунальные услуги Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Конечную стоимость услуг ЖКХ установит региональный тарифный орган. При этом ФАС контролирует величины тарифов.

Для каждого региона должен быть предусмотрен свой предельный индекс изменения платы за коммунальные услуги. Кроме того, муниципалитеты могут поднять плату за коммунальные услуги и больше индекса, если обоснуют это, например, необходимостью осуществления инвестиционных программ.

У нас достаточно длительный период, больше семи лет, индексирование стоимости коммунальных услуг было ниже инфляции, отмечает профессор Высшей школы экономики Сергей Сиваев. "Это означает, что реально доходы коммунальных предприятий сокращаются. При этом у нас бесконечные разговоры о том, что в ЖКХ высокий износ фондов, сети работают дольше, чем планируется. В прошлом году было заявлено об инструментах бюджетной поддержки разного рода, но с бюджетом сейчас тоже непросто. Поэтому объективная ситуация подталкивает к тому, чтобы тарифы увеличивались - не столько росли, сколько изменялись вместе с инфляцией. Потому что если они растут меньше инфляции, значит, доходы тех, кто занимается ЖКХ, падают. А там и так люди получают очень небольшие деньги, в том же водоснабжении", - пояснил эксперт.

Рост тарифов на коммунальные услуги законодательно ограничен предельным индексом, который устанавливается в среднем по региону по всему набору коммунальных услуг, поясняет гендиректор фонда "Институт экономики города" Александр Пузанов. Изменение по одному виду услуг может быть выше ограничительной планки, по другому виду - ниже.

"Важно, чтобы в бюджете был адекватно отражен необходимый рост расходов на предоставление льгот отдельным категориям граждан, а также на предоставление адресных субсидий гражданам, чьи расходы на оплату ЖКУ превышают максимально допустимую долю доходов", - подчеркивает он.

Промпроизводство будет расти

В минпромторге, комментируя прогноз от минэкономразвития на 2024 год, отметили, что, несмотря на санкции и последующее нарушение логистических связей, 2022 год удалось завершить с ростом обрабатывающей промышленности на 0,3%. По итогам 7 месяцев 2023 года индекс промпроизводства в обработке составил 6,1% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Это может "свидетельствовать о том, что отечественная промышленность адаптировалась к сложившимся условиям", подчеркнули в минпромторге.

Согласно представленному прогнозу, по итогам 2023 года рост обрабатывающих производств составит около 7% по сравнению с 2022 годом. В дальнейшем темпы роста могут снижаться за счет увеличения базы предыдущего года, однако по сравнению с 2022 годом ожидается увеличение объемов производства в обработке на 17,1% в 2026 году.

Будет расти и спрос на рабочую силу, уровень занятости и спрос экономики на кадры будут оставаться высокими, считает гендиректор ВНИИ труда Дмитрий Платыгин. "Ситуация на рынке труда останется стабильной. Благоприятный сценарий будет складываться благодаря продолжающемуся росту спроса на кадры в промышленном секторе и ряде других отраслей. Это является залогом низкого уровня безработицы на протяжении всего трехлетнего периода, будет способствовать росту заработных плат, что также нашло свое отражение в прогнозе", - отметил Платыгин.

По мнению руководителя направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никиты Масленникова, в конце года у нас будет наблюдаться достаточно серьезное замедление деловой активности из-за подъема ключевой ставки до 13%.

"Поэтому уповать на рост надо с осторожностью, потому что его оборотной стороной может оказаться достаточно сильное ценовое давление", - говорит он.

Подготовили Нина Егоршева, Ирина Жандарова, Роман Маркелов, Екатерина Свинова, Марина Трубилина