Гонка дронов: где и как в России будут применять беспилотники

Беспилотные системы благодаря новому национальному проекту будут активно развивать в России, в том числе и в мирных целях. На их разработку и внедрение до 2030 года потратят почти 900 миллиардов рублей.

Гонка дронов: где и как в России будут применять беспилотники
© shutterstock

Проект — масштабный. Доля российских БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) должна увеличиться с нынешних 23,7 процента до 70,3 процента к 2030-му. Всего к этому сроку планируется выпустить 46 тысяч беспилотников.

Универсальный аппарат

— Беспилотники активно используются во многих странах мира, причем в разных сферах, — рассказывает кандидат технических наук, преподаватель МГУ Сергей Заславский. — В строительстве, например, с помощью БПЛА получают точные данные о земельном участке, где планируется что-то строить. Когда работы начались, беспилотники помогают отслеживать их ход, а еще следить за объемом выполненных работ. В сельском хозяйстве БПЛА, например, отслеживают границы сельхозугодий, состояние посевов, а иногда распыляют средства от вредителей — как это сейчас делают самолеты-«кукурузники».

Также беспилотники помогают получить геологоразведочные данные в самых труднодоступных местах.

А еще с помощью БПЛА уже вовсю отслеживают инфраструктурные объекты. Запустил «птичку» — и быстро выяснил, где произошел обрыв ЛЭП или дорогу размыло. А может быть, опора моста покосилась. Так можно избежать аварии.

МО: Средства ПВО сбили украинский беспилотник над Белгородской областью

— В странах Запада крупные интернет-магазины сейчас используют дроны-доставщики. Обычно — в сельскую местность, куда «гонять» автомобиль — долго и дорого, — рассказывает маркетолог Денис Каюмов. — Иногда таким же образом «забрасывают» лекарства — благо весят они немного и можно отправить маломощный дрон.

Используют дроны и как средство контроля за людьми. В разгар пандемии коронавируса, например, в Китае с помощью БПЛА отслеживали перемещение граждан: проверяли, соблюдают ли они карантин.

Серьезный импульс

— Специальная военная операция на Украине придала развитию беспилотных летательных систем самый серьезный импульс. Причем именно в России, — пояснил военный эксперт, полковник ВС РФ в отставке Андрей Земцев. — Когда мы начинали спецоперацию, беспилотники были для нас скорее экзотикой. А сейчас их появилось множество. Например, разведывательные — способные отслеживать передвижения неприятеля. Или ударные — причем с самой разной боевой нагрузкой. Есть даже такие, что способны нести до 100 килограммов ракет и бомб. Больше того: сейчас курсантов военных училищ активно учат «управляться» с БПЛА. А это значит, что уже будут тысячи готовых специалистов, которые могут продолжить заниматься уже «на гражданке» — если уйдут со службы в войсках.

Как пояснил эксперт, очень многие изобретения, которые активно применялись в военном деле, сейчас используются в мирных целях.

Тренировка на севере

Резкое обострение: что происходит в Нагорном Карабахе

«Почта России» и одна из авиакомпаний провели успешные испытания по доставке груза беспилотником в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО). В тестовых полетах участвовал беспилотник вертолетного типа SH-350. Он совершил несколько полетов по маршруту Салехард — Аксарка — Салехард с массогабаритным макетом груза, общая протяженность пути из одного населенного пункта в другой составляет 53 км.

До конца 2024 года планируется запустить беспилотную доставку по 10 маршрутам в ЯНАО.

— Беспилотные технологии особенно актуальны для доставки в отдаленные уголки России, где часто климат максимально усложняет логистику. Поэтому мы развиваем беспилотную доставку, в первую очередь для жителей населенных пунктов в удаленных и труднодоступных районах, чтобы они быстро получали любые почтовые отправления, — заявил гендиректор компании Сергей Сергушев.

Также компания проведет тестирование доставки посылок беспилотниками до специально созданных дронопортов. В эксперименте участвуют два типа дронопортов. Один его вариант предполагает три ячейки для посылок, в другом — восемь. Максимальный вес посылки не должен превышать 10 кг, внутри дронопорта установлен климатконтроль, а сама конструкция защищена от взломов.

Дронопорт — это, по сути, базовая станция для дронов. Есть у него и функции почтомата. Наверху конструкции — посадочная площадка для дрона. Чтобы поместить посылку внутрь, есть автоматический люк.

После того как отправление доставлено, клиент может забрать посылку — как из обычного почтомата.

Позывной «Волга»: сдалась уже целая бригада украинцев

Использует дроны и компания «Роснефть». «Птички», в частности, доставляют на буровые установки техническую документацию и некоторые детали. Такая доставка обходится намного дешевле, чем отправлять через болота или по зимней дороге тяжелый автомобиль с двумя водителями — одному там ездить опасно.

Компания «Автодор», в свою очередь, использует БПЛА для контроля за строительством трассы «Москва — Казань».

Все желающие с помощью интернета могут каждый день наблюдать за ходом работ — беспилотники снимают, как они продвигаются.

Такси по воздуху

Кстати, беспилотники скоро будут доставлять не только грузы, но и людей. На Олимпиаде-2024 в Париже будет запущена первая в мире коммерческая перевозка пассажиров при помощи беспилотных аэротакси.

Один из организаторов проекта — британская компания Skyports Ltd, которая много лет занимается развитием инфраструктуры для коммерческих БПЛА.

Как подобрать путевку и забронировать отель

— Мы первыми в мире планируем использовать электрические летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, — пояснила глава департамента по инновациям Groupe ADP Солен де Бри. — Коптер рассчитан на двух пассажиров. Сейчас проходят испытания с одним пассажиром и одним пилотом на подстраховке.

Коптеры во время Олимпиады будут стартовать с вертопорта в пригороде Парижа — местечке СержиПонтуаз. Там уже почти год проходят тестовые полеты беспилотных аэротакси. По замыслу организаторов, во время Олимпиады аэротакси будут перевозить пассажиров меж ду главными терминалами парижских аэропортов имени Шарля де Голля и Ле Бурже, аэропортом Версаля и самим Парижем. Взлетно-посадочную площадку там планируют организовать на специально оснащенном понтоне — посреди реки Сены. Аэротакси будут двигаться по нынешним маршрутам для вертолетов. А чтобы не попасть в поток турбулентности от винтов вертолета, коптеры будут летать на несколько метров ниже «вертолетного» коридора.

— Помимо перевозки пассажиров, мы планируем использовать такие коптеры и для срочной транспортировки больных в парижские больницы, — заявила госпожа де Бри.

В Японии, где технологии развиваются семимильными шагами, в следующем году тоже начнут тестировать пассажирские коптеры. Планируется, что в 2025 году они будут перевозить посетителей международной выставки технологий Osaka Expo, которая пройдет с 13 апреля по 13 октября.

В странах Евросоюза уже в этом году планируют начать использовать полицейский коптер Nightingale с радиусом действия около 100 км. Он будет использоваться для отслеживания дорожной ситуации и оперативного вызова экстренных служб при авариях на дорогах и других внештатных ситуациях.

Как Байден обзывается, так и называется

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Роман Гусаров главный редактор портала «Авиа.ру»:

— Беспилотники могут быть использованы в быту уже сейчас. Чисто технически ничто не мешает заказать пиццу и доставить ее с помощью беспилотника прямо в форточку на кухне. Нет проблем! А вот с законом проблемы есть. Пока закон очень слабо регулирует курсирование БПЛА над городом, почти никак. Здесь ведь и деревья, и ЛЭП, и многоэтажки. А если он зацепится и упадет? Причем кому-нибудь на голову? Или даже на машину? С велосипедистами все более-менее понятно — есть Правила дорожного движения, есть велодорожки, все регламентировано, и инфраструктура готова. А у БПЛА — ни инфраструктуры, ни закона. И этот вопрос нужно решать. Необходимы как минимум какие-то площадки, с которых беспилотники запускают. Необходим регламент приема груза с них. Кто его может принимать? Ведь сам БПЛА — довольно опасная техника. Неподготовленный человек при приеме груза может травмироваться. В общем, вопросов остается масса.

СПРАВКА

Первый летающий беспилотник был создан в США еще в 1910 году. Инженер Чарльз Кеттеринг создал начиненный взрывчаткой самолет, который мог самостоятельно лететь по прямой. В определенный момент срабатывал часовой механизм, крылья складывались, и беспилотник падал на позиции врага. Было изготовлено 45 экземпляров. Впрочем, ни в одной из войн они не применялись, потому что точность нанесения ударов с таким принципом работы была под большим вопросом. По всей видимости, Кеттеринг полагался на волю случая. Тем не менее его аппарат заложил основы как для беспилотной авиации, так и для крылатых ракет.

КСТАТИ

Шанхайская компания Autoflight в этом году установила новый мировой рекорд по дальности полета на одном заряде для электрического БПЛА. Модель Gen4 Prosperity I пролетела 250,2 км за полтора часа и обошла предыдущего рекордсмена — американский коптер Joby, который в 2021 году пролетел на одном заряде 247,9 км. После нового мирового рекорда китайцы получили заказ сразу на 205 своих БПЛА.