Экспорт нефти из России в Индию опять быстро растет
Закупки Индией российской нефти по итогам сентября вырастут почти на 20% относительно августа и достигнут 1,83 млн баррелей в сутки. Такой прогноз сделали в Kepler на основе данных о морских отгрузках нашего сырья. Это не рекорд, но за один месяц рост более чем значительный, к тому же, вероятнее всего, он будет продолжаться.
Прогноз бьется со статистикой финского Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA) по поставкам морем российской нефти в первой половине сентября. Индия здесь уверенно заняла первое место, обогнав даже Китай, если не учитывать его трубопроводный импорт нефти из нашей страны.
По-видимому, в ближайшее время поставки продолжат расти. Ограничивать их будет только добровольное сокращение нашей страной экспорта нефти на 300 тыс. баррелей в сутки, которое действует до конца этого года. Кроме того, сейчас на рынок начнет влиять наш запрет экспорта бензина и дизельного топлива, которые поставлялись в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Африку и Турцию, с большой долей вероятности для реэкспорта в Европу.
Наша нефть продается индийским компаниям значительно дороже потолка цен
Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, вероятно, Индия планирует увеличивать поставки нефтепродуктов в Европу.
Особенно дизельного топлива и бензина на фоне формирования их дефицита в данном регионе. Временный запрет экспорта российских нефтепродуктов для стабилизации внутреннего рынка вносит дисбаланс на мировом рынке топлива, и чтобы нивелировать отсутствие российских объемов, придется увеличивать производство нефтепродуктов, для чего Индия и увеличивает закупки сырой нефти, поясняет Чернов.
Поставки нефти в Индию возвращаются к норме весны 2023 года, уточняет эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Например, в мае 2023 года объемы морских поставок российской нефти в Индию достигли 1,92 млн баррелей в сутки, тогда как в августе их объем сократился до 1,25 млн баррелей в сутки, согласно данным S&P Global Platts.
По мнению Чернова, пока в России будет действовать запрет на экспорт нефтепродуктов, их дефицит на мировом рынке придется компенсировать увеличением производства в других странах, в том числе из российской нефти. Например, таким образом может нарастить выпуск топлива Турция.
При этом закупки российских нефтепродуктов с целью реэкспорта могут увеличить страны ЕАЭС, которые под этот запрет не попали (Казахстан, Армения, Киргизия, Беларусь), считает Чернов. Но объемы реэкспорта здесь едва ли будут большие, учитывая, что поставки туда возможны лишь по межправительственным соглашениям и для поддержания индикативных балансов. А увеличение производства возможно лишь там, где есть свободные мощности нефтепереработки. Таких стран не так много. Помимо Турции это Индия, Китай и страны Европы, но для этого им придется обходить собственные санкции, закупая российскую нефть.
Показательно, что наша нефть продается индийским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) значительно дороже уровня потолка цен (60 долларов за баррель), который был принят в декабре прошлого года странами ЕС, G7 и Австралией, но дешевле, чем сырье других экспортеров. По информации индийской таможни, в 2023 году средняя цена на российскую нефть для Индии составила 69,8 доллара за баррель, а нефти из Ирака - 75 долларов за баррель, а из Саудовской Аравии - 85 долларов за баррель.
Несмотря на то что скидка на нашу нефть сохраняется, едва ли она устраивает страны Запада, поскольку цена все равно выше установленного ими потолка. К тому же в этом случае она лишь делает нашу нефть более привлекательной для покупателей.
При этом, по данным CREA, две трети объемов морских перевозок российской нефти осуществляются танкерами из стран ЕС и G7. То есть судами из стран, которые должны соблюдать ценовые ограничения. Как отметил руководитель группы CREA Исаак Леви, эффективность нефтяных санкций была подорвана не только использованием созданного Россией теневого флота, но и неспособностью правительств стран - инициаторов потолка цен полностью обеспечить его соблюдение и пресекать нарушения.
Впрочем, есть в создавшемся положении вещей и негативные для нашей страны моменты. Рынок сбыта нашей нефти по-прежнему ограничен. Не по количеству стран, их много, а по числу больших покупателей.
Как отмечает Родионов, в экспорте нашей нефти, скорее всего, будут сохраняться два ключевых тренда, которые наметились минувшим летом. Во-первых, география морских поставок нефти будет оставаться достаточно узкой. Так, в августе 2023 года на долю Индии и Китая приходилось в общей сложности 72% поставок (2,16 млн баррелей в сутки), на долю Турции, Болгарии и Южной Кореи - чуть более 14% (431 тыс. баррелей в сутки), и почти столько же на всех прочих поставщиков (413 тыс. баррелей в сутки). Во-вторых, на объем поставок решающее значение будут оказывать обязательства России в рамках сделки ОПЕК+. Например, в августе 2023 года объем морского экспорта нефти из РФ был на 870 тыс. баррелей в сутки ниже, чем в мае 2023 года..