БПЛА получили ОСАГО и каско
<p dir="ltr">Генеральный директор и основатель ООО "Флай Дрон" Никита Данилов рассказал, что российские страховые компании стали предлагать обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) для БПЛА.</p> <p dir="ltr">Это не первый вид страхования беспилотников. Еще в июне 2022 г. "Флай Дрон" совместно с компанией "АльфаСтрахование" заключили соглашение о запуске сервиса онлайн-страхования полетов беспилотных воздушных судов. Он позволяет выбрать страховое покрытие и моментально оформить полис онлайн с лимитом покрытия до 1 млн руб. Теперь, по словам Никиты Данилова, этот сервис предлагает страховой продукт еще и от компании "Ингосстрах".</p> <p dir="ltr">На сайте СПАО "Ингосстрах" указаны два вида страхования для беспилотников, которые можно оформить в режиме онлайн: страхование ответственности владельцев БПЛА и страхование каско БПЛА. Под первым вариантом подразумевается ответственность за причиненный ущерб жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в процессе эксплуатации БПЛА, с лимитом от 50 тыс. руб. до 1 млн руб. При оформлении каско возмещение происходит в случае повреждения или полной гибели БПЛА во время полета, а его сумма составляет от 50 тыс. руб. до 270 тыс. руб. В территорию страхового покрытия, помимо РФ, входят страны СНГ и ЕС, Турция, Египет, Таиланд и Танзания. Страхование не действует на территориях, где есть запрет на полеты БПЛА.</p> <p dir="ltr">"В контексте дронов имеет смысл говорить об изучении страховщиками квалификации внешнего пилота, надежности, треков его полетов, а также выполненных им объемов работ. Но как именно вся эта информация будет влиять на предлагаемую ставку, ответить сможет только рынок и только тогда, когда у российских страховых компаний появятся значимые объемы проданных страховок. Текущих объемов для системного анализа еще недостаточно", - рассказал Никита Данилов корреспонденту ComNews о подходах к расчету ставок для БПЛА страховыми компаниями.</p> <p dir="ltr">Владельцы БПЛА могут оформить каско исключительно на время полета в приложении Simble, которое нужно подключить к дрону для формирования вероятной степени риска (этот расчетный показатель складывается из скорости полета, крутизны виражей, маршрута). Такие данные сделают полис дешевле или дороже.</p> <p dir="ltr">Также через Simble можно застраховать автономный автомобиль по классическим тарифам ОСАГО. На время поездки страховка действует и для пассажира беспилотного авто.</p> <p dir="ltr">Никита Данилов спрогнозировал объем страховых премий для российских БПЛА на 2023-2025 гг.: "Объем страховых премий не так уж и велик. Пока действуют ограничения на полеты, физлица - которых среди владельцев дронов большинство, - страховаться не спешат. Страховка в среднем стоит около 2000 руб., а к началу 2023 г. регулятор зарегистрировал около 70 тыс. беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 кг до 30 кг. По более тяжелым дронам данных нет. Значит, совокупный объем премий вряд ли в моменте способен превысить 150 млн руб. в год. Дальнейшее развитие ситуации зависит от нескольких факторов: от снятия запретов на полеты до реального роста объема производства беспилотников, стимулируемого властями".</p> <p dir="ltr">Эксперты рынка БПЛА положительно относятся к страхованию беспилотников. Генеральный директор научно-исследовательского центра (НИЦ) "Аэроскрипт" Алексей Хрипунов отметил, что страховать дроны требует воздушный кодекс РФ: "Беспилотники, как и любой другой вид транспорта, должны быть застрахованы. Вопрос лишь в том, насколько это быстро, удобно и выгодно. Пока это новое, но интересное направление, потому что для БПЛА может быть несколько видов страхования - ОСАГО, каско и страхование полезной нагрузки. Все эти виды востребованы на рынке. А страховые ставки должны меняться в зависимости от условий эксплуатации беспилотников. Так же, как при оформлении медицинской страховки для туриста: если вы отдыхаете - одна ставка, если занимаетесь экстремальными видами спорта - другая".</p> <p dir="ltr">Генеральный директор ассоциации "Аэронекст" Глеб Бабинцев подметил, что по действующим нормам страховая сумма слишком мала: "Страховки едва хватит на компенсацию разбитой уличной лампы. Отсутствие гарантий возмещения вреда является одним из факторов, сдерживающих готовность потенциальных заказчиков к апробации и внедрению беспилотников в практику".</p> <p dir="ltr">Эксперт Национальной технологической инициативы (НТИ) "Аэронет" Николай Ряшин предположил, по каким критериям страховые компании будут устанавливать ставки: "Компании будут изучать статистику страховых случаев применения тех или иных беспилотников. Пока этого не случится, стоимость каско будет равняться чуть ли не стоимости самого беспилотника. У страховых компаний нет данных, как часто БПЛА падают и ломаются, поэтому это будет очень дорого. По мере сбора данных и повышения их достоверности стоимость будет снижаться".</p>