Самосвал на пульте управления и чипированная спецодежда — интервью с директором «Иннопрома» Антоном Атрашкиным

На этой неделе в Астане прошла российская международная промышленная выставка «Иннопрома» с участием российского премьера Михаила Мишустина. Что в трендах? Об этом главный редактор Business FM Илья Копелевич поговорил с директором «Иннопрома» Антоном Атрашкиным.

Самосвал на пульте управления и чипированная спецодежда — интервью с директором «Иннопрома» Антоном Атрашкиным
© BFM.RU

Не так давно я узнал, что вся большая история «Иннопрома» (я не на первой выставке) — это история абсолютно частной организации. Отсюда возникает вопрос: у нас в России огромное количество выставочных, форумных площадок, они просто конкурируют и вытесняют друг друга во времени, большинство из них активно поддерживаются в той или иной форме государством. Как вы находите свое место как абсолютно частная компания среди такой государственной конкуренции, может быть, неравной?

Антон Атрашкин:

Это один из моментов, которым мы как организаторы особенно гордимся. Когда 14 лет назад появился «Иннопром», такая финансовая поддержка все-таки была, это была поддержка Свердловской области и поддержка Минпромторга России. И мы очень благодарны за нее министру промышленности, благодарны свердловскому губернатору. Но последние восемь лет мы такую поддержку не получаем, причем мы отказались добровольно, поскольку окрепли, встали на ноги. И, на мой взгляд, действительно, вы как человек, который многие форумы повидал, знаете, что здоровый форум — это форум, который делается на деньги бизнеса для бизнеса. Если какой-то из этих элементов вы убираете, когда, например, вам становятся важнее не деньги экспонентов и людей, которые покупают вип-бейджи, а, условно говоря, ублажение интересов каких-то важных лиц, то в какой-то момент вы потеряете свою аудиторию. А когда вы знаете, что ваше финансовое благосостояние зависит от этих тысяч людей, которые приходят на «Иннопром», и сотен организаций, которые выступают нашими экспонентами, вы понимаете, что для вас нет ничего важнее, чем удовлетворить их интересы. Их интерес один — качественная аудитория. Они дают нам деньги, строят у нас стенды, мы даем им качественную аудиторию, после этого у них появляются новые контракты. Это относится и к нашему большому «Иннопрому» в Екатеринбурге, и к нашим большим выездным проектам в Астане и в Ташкенте. Мы знаем, что есть разные модели, но долгосрочная модель — это когда выставка и форум сами зарабатывают на себя за счет исключительно рыночных механизмов, без всякой господдержки. Только такая модель ивентов, живая, и гарантирует продолжение ивентов на многие годы. По сравнению со всем известными крупными форумами, какая стоимость участия для компаний, которые здесь строят павильоны, выставляют продукцию, участвуют в мероприятиях? Может быть, не с питерским форумом надо сравнивать, но с сочинским например, правда, отсутствующим в последнее время. Вы дешевле?

Антон Атрашкин:

Мы намного дешевле, но мы не сравнивали бы себя с питерским форумом, потому что мы выставка, выставка «Иннопром», хотя и там, и там есть элементы и выставки, и форума. Это разные вещи, но можно сравнивать с большим количеством региональных.

Антон Атрашкин:

Да, и, если честно, скажу вам по секрету, для нас та большая часть, которой гордится питерский форум, с коммерческой точки зрения не особо интересна. Скажу вам по секрету, даже для большой компании, которая выставляет какие-то свои машины, станки, материалы, софт, если к ней подойдет кто-то из первой десятки российского Forbes, ей это фиолетово, потому что, условно, Дерипаски и Вексельберги не принимают решения о закупках, о закупках принимает решение директор по производству, замгендиректора, а это и есть наш золотой фонд. К нам приезжают, чтобы смотреть технику, обсуждать софт, смотреть материалы и принимать решения о закупках. Поэтому, хотя к нам тоже приезжают люди из первой двадцатки российского Forbes, они для нас скорее приятные важные гости. Витрина, важная витрина.

Антон Атрашкин:

Важные вип-гости, но наш золотой фонд — это директора по производству, люди, которые принимают решение, что мы берем вот эту платформу или мы покупали такую технику, а сейчас будем покупать такую технику. И это те самые профессиональные байеры, участием которых мы особенно дорожим. Вы уже много лет, в сущности, находитесь в центре российской промышленности, именно такого материального производства. На ваш взгляд, какие секторы сейчас наиболее активно продвигаются и, соответственно, идут на площадку для того, чтобы показать свои новинки, где у нас новинки интересные?

Антон Атрашкин:

Мы с самого начала себя позиционировали (и очень гордимся этим форматом) как универсальная промышленная выставка. Приходя на «Иннопром», вы можете встретить и транспорт — железнодорожный, грузовой, пассажирский, специальный, — и технологии для энергетики, и промышленный IT, и материалы, целый ряд сервисов. Изначально очень многие нас критиковали за то, что мы вроде как про все, но на самом деле мы смотрим на главную промышленную выставку мира — Hannover Messe, где собраны самые разные индустрии. Их доля же может меняться?

Антон Атрашкин:

Вы прямо с языка сняли, мы запускаем новый сектор какой-то и смотрим, сколько пришло компаний в него, были ли заполнены залы деловой программы, посвященные этому сектору. Если сектор развивается, мы делаем для него выделенную зону, всячески его продвигаем. Если мы видим, что на сектор не приходят люди, не приходят компании, там мало экспонентов, они все берут маленькие стенды, мы просто этот сектор на следующий год не запускаем. Таким образом, рынок сам нам говорит, куда идти, какие направления развивать. А что сейчас?

Антон Атрашкин:

Во многих небольших и средних городах происходит переоснащение городского и специализированного транспорта. Мы видим, как наши большие игроки, такие как

«

Трансмашхолдинг

»

и «Синара», очень активно вводят новинки, каждый год практически запускают какую-то новую технику и рельсовую, и пассажирскую, и специализированную. Мы видим, что между ними большая конкуренция. ГАЗ, «АвтоВАЗ» и другие игроки в этой конкуренции активно участвуют, продвигают свои новые модели, говорят о доле композитных материалов, это важно сейчас, техника должна быть легкая, безопасная, говорят о доли локализации. Для потребителя, в общем-то, все равно, но, на самом деле, это важный фактор, потому что техника с высокой долей локализации гарантирует, что у вас в нужный момент не окажется недостатка запчастей, это говорит о том, что производитель может гарантировать бесперебойные поставки. В общем, номер один — это транспорт. Номер два — это, конечно же, огромное количество автономных, летающих главным образом, средств. С одной стороны, это хайп и фэшн, и, скажу вам честно, так как на очень многих стендах стоят беспилотники, я умом понимаю, что для, возможно, половины участников это, скорее, просто что-то, что бросается в глаза, следование моде. Но для ряда участников, таких, как например «Геоскан», это основной бизнес, у них есть потребители, уже сформировавшаяся аудитория, и они действительно очень много вкладывают для того, чтобы обогнать конкурентов, — китайских производителей, иранских производителей, своих отечественных конкурентов. Поэтому номер два — это беспилотники. Номер три, мне кажется, важнейший фактор на «Иннопроме» — это промышленный IT. Когда-то все наши айтишники тусовались вместе, было очень много IT-форумов, разработок, но года три назад наши ведущие IT-компании поняли, что им надо быть там, где выставляются промышленные компании, стоять рядом с ними, чтобы те ходили мимо их стендов, и быть глубоко интегрированными в деловую программу нашей выставки. Поэтому у нас, например, в Екатеринбурге в следующем году будет очень большой IT-корнер, он будет стоять в одном из наших самых премиальных мест, и мы соберем туда весь цвет российской IT-индустрии для того, чтобы, условно говоря, вы могли прийти и увидеть. На «Иннопром» приезжают заместители министров по разным отраслям, директора департаментов, это действительно полигон, когда даже средней руки бизнесмен может напрямую несколько минут поговорить с десиженмейкером, рассказать ему о своих вопросах, рассказать ему о своих болях, а десиженмейкеры, руководители Минпромторга, могут рассказать о новациях промышленной политики, отстаивать свою точку зрения. И то, что диалог этот происходит именно у нас, для нас важнее, чем любые деньги. Родина «Иннопрома» — Екатеринбург, это российская производственная промышленная выставка, туда стали приезжать некоторые иностранные производители, но в основном российские, теперь вы в Астане, в Ташкенте, рассматриваются другие страны. В Астане четыре премьер-министра выступали, включая премьер-министра России. Это не давит? Потому что где премьер-министры, там и губернаторы.

Антон Атрашкин:

Они тягачи, премьеры тащат за собой министров, министры тащат за собой большой бизнес, губернаторы тащат за собой большой бизнес регионов. Для нас это, условно говоря, много-много разных локомотивов. И в России, и в Казахстане роль государства в экономике огромная, губернатор — это амбассадор своих производителей, это не просто чиновник, который управляет регионом. В Казахстане очень похоже, аким — это своего рода тоже CEO региона, который очень тесно связан со своими производителями, он может принимать важные решения, он может говорить от имени своих производителей, заводить их на другие рынки, слушать бизнес, говорить: «Этого хочу, а этого не хочу». Есть разные страны, есть разная степень влияния государства на экономику. В таких странах, как Россия, Казахстан и Узбекистан, влияние огромное, поэтому для нас участие премьеров, министров и губернаторов — это не просто бантики, это важные люди, которые принимают важные решения для промышленников и производителей. Я вижу здесь новые автобусы разного класса от ГАЗа, которых я не видел на улицах до сих пор, прекрасно, это интересно, но рядом с ними я вижу Lada Vesta и Lada Granta, которые не поражают новизной. В Екатеринбурге я видел огромное количество именно простых реальных частных маленьких производителей, которые что-то свое маленькое выставляли, а здесь, видите, Lada Vesta, без нее обошелся бы «Иннопром» в Астане?

Антон Атрашкин:

Да, отвечу на два вопроса, которые я услышал. Первый, вы знаете, имел честь участвовать в обходе премьер-министров, и каждый из них выступал в роли амбассадора своей промышленности. То есть когда Михаил Владимирович подводил к сектору современных транспортных систем, он говорил: «Смотрите, какая прекрасная продукция». Наш премьер очень контентный, он всегда готовится к таким обходам, и он сам выступает в роли такого, если хотите, промоутера очень многих российских технологий. И когда премьер напрямую главе правительства другой страны и сопровождающим его бизнесам продвигает свою продукцию, он выступает не просто в роли номинального чиновника, который приехал возглавить делегацию, а такого реального промоутера. Переходим на стенд Белоруссии, Роман Александрович Головченко также со знанием дела показывает главам правительств, другим бизнес-делегатам особенности своих технологий. То есть вы просто продвигаете свою продукцию на очень-очень-очень высоком уровне. А вы знаете прекрасно, что в наших трех странах такие решения принимаются с участием руководителей правительства. Они не вытесняют рядовых, мало кому известных? Чем мне очень был интересен «Иннопром» в Екатеринбурге — там было больше, чем здесь, в Астане, небольших самостоятельных производителей станков, разработчиков технологий 3D. А когда приходят такие большие игроки, которых премьер-министры показывают, но премьер-министры не доберутся до какого-нибудь…

Антон Атрашкин:

Обход премьер-министров длится полтора часа, все остальное время, какой бы ни был средний и малый производитель, условно, ваше продвижение в ваших собственных руках. Вы можете ходить по стендам, вы можете приглашать людей к себе, для этого не обязательно брать самый большой и шикарный стенд. Что же касается Lada Vesta, скажу вам так, какой-то производитель привозит карьерный самосвал, управляемый маленьким пунктиком, беспилотный, и это становится сенсацией «Иннопрома». Размер этого самосвала невозможно, мне кажется, даже описать словами.

Антон Атрашкин:

Главное, Илья, вы приехали вовремя, а если бы вы приехали, когда шла подготовка, вы бы увидели, что этот беспилотный огромный самосвал заводится человечком, у которого в руке игровой пульт, похожий на те, которыми дети управляют игрушечными машинками. Вот это, конечно, бестселлер этой выставки. Кстати, что еще? Давайте уж, бог с ней, с Lada Vesta.

Антон Атрашкин:

Нет, разрешите. А какой-то производитель привозит продукцию, которую уже этому рынку показывал, но он использует «Иннопром» не для того, чтобы удивить, чтобы о нем написали журналисты, а для того, чтобы своим потребителям еще раз напомнить о себе, встретить их, привезти на стенд, напоить чаем, чтобы они посидели в этой машине, чтобы он мог еще раз рассказать про нее. То есть у него нет желания удивить новинкой, он хочет увеличить свои продажи. Если бы «АвтоВАЗ» показал какой-то новый прототип, то, наверное, это бы всех удивило, об этом бы написали, кто-то отругал, кто-то похвалил. Но есть задача продавать уже существующие модели и говорить, что этот модельный ряд уже есть в Казахстане, мы уже готовы вам его отгрузить. И это гораздо важнее, чем удивить взыскательного руководителя Business FM. Я понимаю, что, в общем, для вас все экспонаты равны, и вы, наверное, этически не должны, но тем не менее среди равных все-таки есть, очевидно, необычные вещи. Вы бы назвали какие-то три бестселлера этой выставки?

Антон Атрашкин:

Это, конечно же, отмеченный вами беспилотный карьерный самосвал от «КамАЗа». Это линейка современных транспортных систем. Это спутник «Скиф», который показывали и который предлагают казахстанским бизнесам для своих услуг. И я бы выделил отдельно линейку спецодежды от белорусов, которая вся пропитана чипами. И вы как бригадир или прораб, во-первых, можете через приложение наблюдать за тем, где находятся ваши рабочие, что они в данный момент делают, вы можете даже увидеть, если кто-то из них снял каску и работает на стройке без каски, вы сразу видите, что он нарушает технику безопасности и, следовательно, принимаете все меры. Кроме того, не дай бог, если речь идет о спецодежде для пожарников, где-то обрушение, где-то пропал человек, вы по этим чипам, вшитым в одежду, можете его найти. Следующий уровень белорусской спецодежды в том, что эти чипы еще и отслеживают состояние здоровья человека, и тоже вся эта информация идет на пульт и показывает, насколько он здоров. Еще я лично был поражен линейкой ноутбуков и телевизоров от белорусов, это реально стильные штуки... Но они Intel inside.

Антон Атрашкин:

Intel inside, но, знаете, я тоже считаю, что для современной продукции не нужно пытаться создавать все с нуля. Вы сами знаете, какое количество, не побоюсь этого слова, десятков стран участвуют в производстве iPhone, поэтому задача вкладываться в каждый дюйм продукции, чтобы от болтика до софта все было свое, наверное, бессмысленная, и это тогда этот продукт сделает дорогим, вы не сможете на рынке работать. Хорошо, спасибо. А я напоследок просто скажу о компаниях, которые мне больше всего понравились.

Антон Атрашкин:

Так, мне интересно. Небольшая московская, как я выяснил, компания Engy, которую я видел, она производит все для людей. Она делала постаматы, она делала аппараты для выдачи еды повсюду. Здесь они представили электрозарядки для автомобилей — вот это быстрый рыночный ход, причем не только большие стационарные, но еще и домашние. И вот там народ толпится, лично для себя, для дачи присматривал.

Антон Атрашкин:

Это в тренде, Илья. Наш министр, вице-премьер Денис Мантуров поставил на первое место электробатареи. Разные производители регулярно показывают их на «Иннопроме», и он тоже считает, что это такая продукция на вырост, то есть очень скоро необходимость в качественных электробатареях будет грандиозная. Спасибо.

Антон Атрашкин:

Спасибо, Илья.