Войти в почту

Почему за последние годы вырос поток инвесторов в ОЭЗ

Развитие особых экономических зон в новых непростых условиях стало ключевой темой обсуждения на первом Международном тематическом форуме в Липецке. Санкционное давление и последовавший за ним разрыв производственных, технологических и логистических цепочек инвесторы успешно преодолевают день за днем. Однако, как справедливо отметили представители экспертного сообщества, территории с преференциальным режимом нужно сейчас развивать по-новому. Как именно? Что теперь послужит главным фактором инвестиционной привлекательности? Обострится ли борьба за инвестора? Ответы на эти и другие вопросы постарались дать на форуме.

Почему за последние годы вырос поток инвесторов в ОЭЗ
© Российская Газета

Синергия и эффективность

Становление и развитие особых экономических зон в России не было простым изначально. Еще до старта форума в его кулуарах и представители бизнес-сообщества, и чиновники от промышленности и экономики в целом вспоминали скепсис, который сопровождал создание первых российских ОЭЗ. Колоссальные вложения в инженерные коммуникации, транспортную инфраструктуру, налоговые и другие преференции - все это некоторые эксперты называли напрасным, предрекая пустоту на территориях, выделенных под ОЭЗ.

Лишь когда там начали подрастать и обзаводиться производственными линиями корпуса новых предприятий, эти скептики на время умолкли. Компании с мировыми именами, выпуск первой брендовой продукции, успешное распространение товара по российскому и зарубежному рынкам - все это теперь вехи развития особых экономических зон.

Несколько лет назад самые ярые противники ОЭЗ посчитали стоимость каждого рабочего места на высокотехнологичных заводах, отметив: слишком уж дорого обходятся интегрирующие промышленные площадки. Впрочем, тогда ответ держали и курирующие ОЭЗ чиновники, и сами инвесторы. Некоторые проводили в качестве примера полностью автоматизированные заводы, работать на которых могут всего несколько человек. Они соглашались со скептиками, подчеркивая: рабочие места на таких предприятиях действительно дороги, но во всех смыслах этого слова. Ведь цена и ценность выпускаемой продукции тоже высоки.

Теперь же, на Международном форуме особых экономических зон, заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков уже не вспоминает ни о скепсисе, ни о критике территорий с преференциальным режимом. Он отмечает, что форум неслучайно проводится в ОЭЗ промышленно-производственного типа "Липецк" - одной из первых подобных площадок и одной из самых успешных. В целом же сомневаться в эффективности ОЭЗ теперь, когда большая часть инвесторов вышли не только на полную мощность производства, но и завершили период налоговых преференций, не приходится.

ОЭЗ уже принесли в бюджеты на 36 миллиардов рублей больше, чем ранее было направлено на создание инфраструктуры этих территорий

"Особые экономические зоны уже принесли в бюджеты на 36 миллиардов рублей платежей больше, чем ранее было направлено на создание инфраструктуры для этих территорий, - отметил он. - Вывод очевиден из цифр: если ОЭЗ окупаются для бюджета - а это факт, - то их создание выгодно для нас как для государства, для обеспечения сбалансированности бюджета в долгосрочной перспективе. При этом не стоит забывать о том, что ОЭЗ расширяются, продолжают пополняться резидентами, а значит, их эффективность будет только мультиплицироваться".

Читать между строк

В настоящее время в стране до полусотни ОЭЗ, причем значительная их часть была создана совсем недавно. Дмитрий Вахруков рассказал о том, что желание очертить подобные территории и наполнить их резидентами испытывают власти практически каждого российского региона, однако это совсем не значит, что ОЭЗ будут созданы. Во-первых, в правительстве страны четко понимают, какие отрасли важно развивать. И если, к примеру, необходим стимул для обрабатывающей промышленности в одной точке страны, а в другой целесообразно привлекать инвесторов в туристическую отрасль, то именно это и будет приветствоваться. Кроме того, важен пул инвесторов, а не стремление сделать одну компанию якорным резидентом, которое наводит на мысль о создании преференциального режима для единственного инвестора, важного конкретному региону.

"Мы видим, к сожалению, заявки на создание ОЭЗ разного качества и не поддерживаем, когда ОЭЗ создается ради одного инвестора, - говорит замминистра. - Мы приветствуем пул инвесторов, кластерный подход: синергия и максимальная эффективность наступает именно там".

Председатель Наблюдательного совета Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Андрей Шпиленко, вспомнив всю историю становления ОЭЗ, отметил, что и самые первые территории создавались именно с таким смыслом. Сейчас и чиновникам, и потенциальным резидентам важно читать между строк, понимать, как развивается экономика того или иного региона и страны в целом, что будет востребовано не сейчас, а на долгие годы вперед, и уже с учетом этого строить и ОЭЗ, и бизнес.

Курс на сплочение

Санкционное давление ожидаемо стало одной из ключевых тем обсуждения на форуме. Андрей Шпиленко отметил, что участие в мероприятии неслучайно принимают представители пяти зарубежных стран, в том числе делегация Ирана.

Однако первыми о санкциях заговорили сами липчане. Глава региона Игорь Артамонов, вспоминая первые дни пакета санкций, отметил: ожиданиям массового ухода инвесторов из липецкой ОЭЗ не суждено было сбыться. Решились на такой шаг лишь единицы более чем из 50 резидентов, кроме того, и эта ситуация не только не обернулась плачевными последствиями, но и напомнила известную поговорку о том, что свято место пусто не бывает.

"Липецкая экономзона - одна из старейших, и теперь она имеет две площадки - Елецкую и Грязинскую. Кроме того, сейчас создается третья площадка", - отметил Игорь Артамонов, напоминая, что для возрождения производства на некогда депрессивной территории Липецкого тракторного завода будет реализован российско-белорусский инвестпроект.

Он также подчеркнул, что и ОЭЗ "Липецк" уже смогла вернуть те инвестиции, которые были в нее вложены, "хотя это далеко не всем удается". Что же до иностранных партнеров и влиянии на них известных событий, то об ушедших единицах никто не жалеет, ведь плотность потока инвесторов за последнее время лишь выросла.

"Если раньше в год к нам приходили максимум пять компаний, то теперь - семь и более заявляют о своем желании начать здесь работу", - заметил Игорь Артамонов. Он же, вспоминая известное выражение о том, что "экономика съедает политику на завтрак", подчеркнул: пул резидентов пополняется, при этом география инвесторов меняется.

"Мы предъявляем к потенциальным резидентам строгие требования, - продолжил липецкий губернатор. - Это и соответствие производства нашей экологической политике, и наличие современных технологий, и социальная составляющая. В среднем по ОЭЗ зарплата составляет более 70 тысяч рублей, в то время как по экономике - только 50 тысяч рублей. Особая экономическая зона - это локомотив с точки зрения как повышения благосостояния, так и роста требований к квалификации персонала. Благодаря ей мы можем развивать разные специальности и подтягивать экономику зарплат вверх".

Говоря о санкционном давлении и развитии экономики в целом, Игорь Артамонов сделал акцент как раз на той самой синергии резидентов. Перемены заставили их сплотиться и работать с учетом потребностей друг друга - от нужных комплектующих и оборудования до расширения рынка сбыта, в том числе экспортного.

Андрей Шпиленко добавил, что санкции не новы для многих стран мира.

"Это мероприятие было необходимо и для того, чтобы услышать иностранных коллег, узнать, как они переживали такой же опыт, как мы сейчас", - отметил он.

Советник президента Исламской Республики Иран, секретарь Высшего совета свободной торговли, промышленности и особых экономических зон Ирана Ходжатоллах Абдол Малеки начал свое выступление с бодрой улыбкой. Однако первое, о чем он сказал, удивило слушателей.

- Экономика страны должна быть прежде всего человекоориентированной, - уверен представитель Ирана. - Важно ставить во главу угла семейные и культурные ценности своего государства. Важно сначала производить те товары, которые будут востребованы в вашей стране.

Иранскую модель сами представители государства называют "экономикой глобального сопротивления".

Ходжатоллах Абдол Малеки отметил, как важно разным странам объединиться в нынешней ситуации. Дедолларизация экономик, новые логистические цепочки, унификация законодательства и сотрудничество в производственной сфере, в том числе при помощи создания как совместных предприятий, так и ирано-российских ОЭЗ - все это иранские партнеры видят в перспективе. А санкции...

- Это последнее, что Запад смог сделать против нас, - подчеркивает Ходжатоллах Абдол Малеки. - Иран сегодня гораздо лучше, чем 40 лет назад.

Начальник управления администрирования СЭЗ Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан Джовид Хусейнов, рассказывая историю свободных экономических зон в своей стране, тоже сделал акцент на международном сотрудничестве. Он напомнил, что именно российские специалисты подсказывали, как лучше создавать и развивать те самые пять экономзон Таджикистана, которые теперь преумножают благосостояние страны. Андрей Шпиленко, в свою очередь, отметил, что и россияне благодарны таджикским партнерам, ведь они дали возможность поучиться на чужих ошибках и не допустить своих.

Дома вокруг заводов

Первый заместитель губернатора Тульской области Вячеслав Федорищев обозначил кадровую проблему как одну из самых острых для ОЭЗ, хотя вначале он даже пошутил на эту тему.

- Я знал, что здесь соберутся лучшие кадры из разных особых экономических зон, и поэтому приехал. Это был тактический ход: пользуясь случаем, всех приглашаю на работу в наш регион, - сказал он собравшимся. - Без квалифицированных специалистов не будут работать и самые автоматизированные заводы. Поэтому в регионах делают все возможное, чтобы привлечь кадры на предприятия. В Липецкой области, к примеру, даже создали цифровую систему, в которой работодатели могут заявить о потребности в специалистах. С этим учетом в ссузах меняют и контрольные цифры приема, и учебные программы. В Тульской области думаю над тем, как создать для сотрудников комфортные условия не только для работы, но и для проживания рядом с ОЭЗ.

"У всех кадровая проблема, нужно жилье для сотрудников, - продолжает Вячеслав Федорищев. - Первую гостиницу построили, но ее тут же всю выкупили - все 50 номеров - в долгосрочную аренду. Нужны программы, которые позволят развивать жилищное строительство рядом с ОЭЗ".

При этом участники форума отметили противоречие: как правило, люди требуют, чтобы промышленные предприятия возводились как можно дальше от жилья. И вот когда жилье строят буквально в чистом поле, предлагают хорошую зарплату и открывают заманчивые вакансии, та самая удаленность от городов и от жилой застройки в целом становится весомым препятствием на карьерном пути. Работодатель может выделять собственный транспорт для подвоза людей к производственным площадкам, может компенсировать затраты на проезд, однако длинная дорога от дома до работы все чаще называется жирным минусом работы в ОЭЗ. Эксперты пришли к выводу: жилье все же важно строить - пусть временное, для тех, кто трудится вахтовым методом, пусть не повышенной комфортности, но доступное и удобное для тех, кто хочет жить и трудиться поближе. Форумчане постарше даже вспомнили о том, что раньше ведь так и было: дома вырастали вокруг заводов. По пути из ОЭЗ в Липецк этот тезис нашел свое подтверждение: все обратили внимание на то, что совсем рядом с промышленным гигантом - НЛМК - простираются большие жилые кварталы.