Какие регионы Черноземья подготовились к отопительному сезону

Катастрофический износ тепловых сетей - проблема практически каждого города в Черноземном регионе, и ее активное решение в последние несколько лет стало приоритетом. Некоторые участки инженерных сетей порой становятся источником больших бед для значительной части города, именно их и решено обновлять в первую очередь, несмотря на колоссальные вложения.

Какие регионы Черноземья подготовились к отопительному сезону
© Российская Газета

Яркий пример - ситуация в Тамбове. В районе улицы Урожайной нынешним летом развернулись самые масштабные работы на участке магистральной сети, и это ожидаемо. От замены более полутора километров трубопровода зависит теплоснабжение 40 тысяч человек - всей северной части областной столицы. Теперь в его надежности минимум сомнений.

Масштабное обновление коммуникаций переживают и города районного масштаба. Так, в белгородском Губкине сверх плана пришлось заменить почти 650 метров ветхих магистральных трубопроводов. Как сообщили в белгородском филиале АО "Квадра", на эти цели потребовалось дополнительно выделить 30 миллионов рублей: на участке было слишком много повреждений.

Особенным стал и процесс подготовки к отопительному сезону в многострадальном городе Шебекино. Приграничный муниципалитет обстреливают со стороны Украины буквально каждый день. В результате вражеских атак перестала работать одна из котельных, которая обеспечивает теплом две трети города. О том, какие ремонтные работы нужно провести и в какие сроки, разговор велся на протяжении всего лета. Теперь работы завершены.

- При подготовке к эксплуатации котельной были проведены ремонтные работы в части газоснабжения объекта, электроснабжения, а также внутренние виды работ. В настоящее время все технические нарушения и неполадки устранены, - отчитался на совещании министр ЖКХ региона Алексей Ботвиньев. - В полном объеме выполнены сезонные подготовительные работы, котельная готова к пуску и холодам.

Модернизация теплоэнергетического комплекса - процесс дорогостоящий, поэтому концессионные соглашения становятся единственным инструментом

Модернизация теплоэнергетического комплекса - процесс дорогостоящий, поэтому концессионные соглашения становятся единственным инструментом, который называют приемлемым и региональные чиновники, и представители теплоснабжающих компаний. На недавней встрече губернатор Воронежской области Александр Гусев и генеральный директор АО "Русатом Инфраструктурные решения" Ксения Сухотина, обсуждая реализацию такого документа, отметили: почти два миллиарда рублей компания "Квадра" направит на обновление инфраструктуры областной столицы в нынешнем году, более четверти от этой суммы - как раз в рамках концессии. Это позволит заменить около 27 километров трубопроводов, в том числе почти 16 километров муниципальных теплосетей.

Концессионному соглашению между регионом и ресурсоснабжающей компанией уже четыре года, и за это время было не только заменено 100 километров трубопроводов, но и реконструировано свыше 40 центральных тепловых пунктов в Воронеже. Также оборудование обновили в 41 котельной, направив на все эти работы два миллиарда рублей.

- Масштабные инвестиционные программы требуют серьезных вложений, - прокомментировал процесс Александр Гусев и не забыл о результате этих инвестиций: - Сокращение аварий и повышение качества услуг теплоснабжения - весьма значимые достижения.

Ксения Сухотина, в свою очередь, привела конкретные цифры: за четыре года концессии количество порывов на теплосетях снизилось почти в два раза, число отключений на центральных тепловых пунктах - в три раза, аварийность на котельных - на 20 процентов. Она же анонсировала замену еще 22 километров муниципальных теплосетей в ближайшие два года.

Концессионное соглашение с аналогичной структурой позволило и в Курской области значительно улучшить ситуацию с бесперебойным теплоснабжением. И если в прошлом году куряне наблюдали раскопки даже на центральной улице города в то время, когда уже хотелось тепла в квартирах, то этой солнечной осенью подготовительные работы вышли практически на финишную прямую задолго до холодов. Конечно, не стоит забывать о колоссальных объемах работ в минувшем сезоне, они могли бы оправданно растянуться на два лета. Однако сейчас куряне признаются: улучшение ситуации с теплоснабжением должны почувствовать уже предстоящей зимой.

Впрочем, эксперты от ЖКХ в последние недели тактично напоминают о том, что тепло в квартирах зависит не только от энергетиков.

- Мы подаем тепло до стены здания, - отмечает начальник отдела контроля договорных условий и теплопотребляющих установок службы тепловой инспекции и энергоаудита белгородского филиала АО "Квадра" Александр Дятлов. - Для надежного теплоснабжения важна подготовка к зиме всех участников этого процесса.

Автоматические тепловые пункты, правильная настройка и работа оборудования в домах, наконец, банальная опрессовка инженерных сетей - все это влияет на "погоду в доме" в той или иной степени и также становится предметом для инвестиций. Так, орловский филиал АО "Квадра" направил свыше 34 миллионов рублей на обновление энергооборудования центральных тепловых пунктов, которые позволят регулировать параметры отопления в зависимости от погоды. Однако, чтобы все это работало, управляющие компании должны позаботиться о системах внутридомового отопления. Курские инспекторы уже проверили большую часть многоквартирных домов, однако о стопроцентной готовности жилого фонда к отопительному сезону говорить пока рано.

Кстати, начальник Государственной жилищной инспекции Курской области Игорь Афонькин в тематическом эфире заявил о том, что в этот раз его коллеги выявили больше нарушений, нежели в минувшем году.

- В прошлом году управляющие компании, которые некачественно подготовили дома к отопительному сезону, были наказаны на 1,5 миллиона рублей, - напомнил он. - И никому из них мы лицензии не продлили.

Тем временем

В каждом регионе множится количество горячих линий и других цифровых сервисов, которые позволят оперативно получать информацию о неполадках на сетях и о том, когда будет решена проблема. А в Воронежской области намерены внедрить сервис "Цифровое теплоснабжение" - его уже тестируют в одном из районов. Цифровая база данных потребителей тепла, автоматизация корректировки теплопотребления, контроль процессов и обслуживание клиентов в режиме одного окна и онлайн - все это должно если не сделать сложный процесс подачи тепла от котельной до радиатора в квартире идеальным, то хотя бы снять напряжение потребителей в случае каких бы то ни было сложностей.