Кризис — не помеха: как построить и развивать бизнес в условиях санкций

Антон Жуков - Основатель, генеральный директор холдинга ООО «Три Точки». ИТ-индустрия официально признана одной из самых пострадавших от введенных в отношении России санкций на уровне правительства РФ, в связи с чем отрасли была оказана существенная господдержка. Но не только эта мера стала причиной того, что отечественная ИТ-сфера не только не впала в стагнацию, но и нашла ресурсы для развития. Фото: depositphotos.com Суть проблемы В 2023 году для ИТ-компаний сформировались две основные сложности. Первая — это смена локации разработчиков. Предпосылкой для этого стал тот факт, что за последние три года удаленный формат работы для разработчиков стал нормой. Путешествие, смена локации стали частыми явлениями. При этом качество погружения в проекты со стороны ИТ-специалистов сильно ухудшилось. Они отвлекались на планирование перелетов и смены места жительства. Если вопрос касался визовых стран, то много времени отнимало оформление виз или грин-карт. Негативно на развитии отрасли отразился и отличный от Москвы часовой пояс. Кроме того, при таком формате работы сложно контролировать занятость специалистов на других проектах, так как разработчики устраиваются в несколько компаний, увеличивая свою прибыль, жертвуя при том погруженностью и вовлеченностью в каждом проекте. Если говорить в разрезе партнерства ИТ-отрасли и авторынка, то в текущем году можно отметить и снижение значимости ИТ-решений для новых дистрибьюторов авто. Корейские, немецкие, французские автобренды, покинувшие рынок РФ, достигли той стадии роста, когда нужно было работать над инновациями, соответствовать трендам рынка, а за последние несколько лет основным в них стала цифровизация. Предоставляя пользователю удобные инструменты, работая с большими данными, они формировали уникальный пользовательский опыт, на основе которого создавались новые проекты. Онлайн-продажи, подписка, система управления автопарками для fleet-клиентов, онлайн-выкуп и многое другое. Новые игроки сильно загружены выходом на рынок, дилерской сетью, знакомством потребителей с новым брендом. Потребуется время, чтобы перейти к работе с инновационной составляющей, но это точно будет. Что сейчас? На сегодняшний день экономика России немного стабилизировалась, как и авторынок. Открытые переговоры с новыми автобрендами позволяют получать ИТ-компаниям прямые задачи на разработку, и сейчас большое внимание уделяется инженерной части, в частности — производству и установке ЭРА-ГЛОНАСС. Кроме того, оснащение телематикой автомобилей тоже является неотъемлемой частью работы практически у каждого нового бренда. Для управления телематикой разрабатывается клиентская часть (мобильное приложение), которая дает возможность не только дистанционно прогревать автомобиль, но и пользоваться цифровыми онлайн-сервисами, например мобильной заправкой автомобиля или записью на техническое обслуживание. Благодаря новым возможностям в рамках господдержки и росту спроса на отечественные ИТ-решения практически во всех отраслях разработчики и производители телематического оборудования получили шансы на масштабирование бизнеса в количественном или качественном выражении. Например, упростилась процедура получения статуса аккредитованной ИТ-компании и резидента Сколково — она стала понятнее, срок вступления в резиденты сократился. Появилась возможность пользоваться льготами: сниженная налоговая ставка на прибыль и НДС, а также на страховые взносы, что сильно облегчило финансовую нагрузку бизнеса. Кроме того, льготное кредитование, ипотека со сниженной процентной ставкой для сотрудников ИТ-компаний стали одним из стимулов возврата релокантов в страну — к лету текущего года почти каждый пятый IT-специалист, уехавший из России с начала 2023 года, вернулся в страну. Однако не только правительство предпринимало меры для «спасения» отрасли — большинство компаний самостоятельно реализовывали собственные антикризисные стратегии. Что в приоритете Команда — в первую очередь. При любых волнениях рынка, геополитики главное — сохранить команду и здравое мышление. Поддаться панике, распустить команду — потерять бизнес и всё, что строили много лет. Непростые времена сплачивают сильных и отпугивают слабых специалистов, повышают лояльность к компании. Удержаться также помогают новые направления, только прорабатывать их нужно максимально быстро. Бюджет рассчитывается более хладнокровно, без «излишек» и погрешностей. Если компания чувствует нестабильность при изменении рынка, ей стоит задуматься над антикризисной стратегией. Но лучше реализовывать ее на постоянной основе, и тогда не будет сильно трясти. Антикризисные стратегии — это уже негативный сценарий: увольнение, сокращение бюджетов и так далее. У нашей компании, например, был другой подход и цели — не «выжить», а найти новых партнеров для новых проектов. Пять лайфхаков, чтобы не только не обанкротиться, но и масштабироваться Сохранять и расширять команду, как бы ни было это трудно. Искать новые свободные ниши рынка, партнеров и заказчиков. Использовать все инструменты поддержки государства — они действительно помогают. Открывать новые направления бизнеса. Не останавливаться, постоянно развиваться — это касается и личного, и профессионального роста не только топ-менеджмента, но и линейного персонала.

Кризис — не помеха: как построить и развивать бизнес в условиях санкций
© Инвест-Форсайт