Депутаты обсуждают с министром Максимом Решетниковым меры по обеспечению социально-экономического развития в текущих условиях

В Госдуме в среду, 11 октября, проходит «правительственный час» с участием министра экономического развития РФ Максима Решетникова. Он выступает с докладом «О мерах по обеспечению социально-экономического развития в текущих условиях».

Депутаты обсуждают с министром Максимом Решетниковым меры по обеспечению социально-экономического развития в текущих условиях
© Дума ТВ

Решетников заявил, что обсуждаемые в прошлом году решения, которые приняли, чтобы помочь экономике адаптироваться к антироссийским санкциям и запустить структурные изменения, сработали.

Российская экономика завершила этап восстановления. И по многим ключевым показателям растет быстрее ожиданий. Даже в условиях санкций, по данным Всемирного банка, наша экономика dошла в пятерку крупнейших экономик в мире. Россия обогнала Германию, стала крупнейшей европейской экономикой. Мы чуть уступили Японии. Первая тройка - Китай, Соединенные Штаты и Индия. Задача следующего этапа, поставленная президентом - переход к долгосрочному экономическому росту,

заявил министр.

Он заявил, что по итогам восьми месяцев ВВП вырос на2,5%, полностью компенсировав прошлогодний спад и превысив уровень 2021 года. Помимо этого, уверенно растет промышленность, прежде всего за счет обрабатывающих производств. Также, по словам министра, наблюдаются высокие темпы роста строительства, развивается сельское хозяйство, сохраняется высокая инвестиционная активность, растет потребительский спрос.

На фоне рекордно низкой безработицы рост заработных плат в реальном выражении составил 7,1% за семь месяцев текущего года. Сложившаяся динамика экономики позволила улучшить параметры прогноза. По итогам года мы ожидаем рост на 2,8%, а далее экономика к 2026 году выходит на стабильные темпы роста чуть выше 2%,

добавил глава Минэкономразвития.

В своем докладе министр министр рассказал об основных источниках экономического роста и тех мерах, которые предпринимаются. Как подчеркнул Решетников, в основе находится растущий внутренний рынок и спрос, который будет обеспечен за счет роста доходов населения, мер социальной поддержки, предпринимательских доходов, а также инвестиций.

Сейчас главное обеспечить этот растущий спрос товарами и услугами отечественного производства. То есть, обеспечить развитие экономики предложения. Такая задача поставлена президентом страны,

напомнил министр.

Стратегические приоритеты

По его словам, экономика предложения с точки зрения секторов экономики, это, во-первых, развитие отраслей, ориентированных на внутренний потребительский рынок - автопром, легкая промышленность, производство бытовых товаров, бытовой химии, сельское хозяйство, туризм строительству жилья.

Второе направление - это инвестиционные товары, транспортное машиностроение, авиа и самолетостроение, судостроение, производство железнодорожной, строительной, сельскохозяйственной техники,

сказал Максим Решетников.

Третьим приоритетным сектором глава Минэкономразвития назвал технологии и оборудование, которые необходимы для наращивания производства. К таковым он отнес микроэлектронику, станкостроение, IT, научные исследования.

Четвертое направление - это транспорт и логистика для развития внутренних и внешних связей, в том числе и для экспорта. Ну и, конечно, это отрасли, направленные на человека - здравоохранение, образование, социальная поддержка. Все эти задачи требуют долгосрочной перспективы,

подчеркнул министр.

По его словам, министерство занимается не только среднесрочным прогнозом, но и активно формирует планы развития по отраслевым приоритетам до 2030 года и далее.

Включая приоритетные проекты определения потребности в кадрах в инвестициях. Так, например, при общем росте экономики в 2030 на 22% туризм вырастет в два раза. IT-сектор и сектор научных исследований и разработок более чем на 40%, обрабатывающая промышленность почти на треть. С учетом этого мы и планируем наши действия,

подчеркнул Решетников.

По его словам, для развития экономики предложения важна стабильность условий для инвесторов, инфраструктура для инвестпроектов, доступность капитала и заемного финансирования, а также грамотное распределение рисков между государством, инвесторами и финансовым сектором. Особый приоритет при этом - поощрение инвестиций в технологически сложные и рискованные проекты.

Для этого действует широкий инструментарий мер господдержки, который был сформирован за последние три года. Запущен механизм соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Этот механизм стабилизирует условия и позволяет инвестировать в инфраструктуру за счет будущих налогов,

добавил глава Минэкономразвития.

«Карта туриста»

Доля дружественных стран в экспорте увеличилась с начала прошлого года в два раза, отметил министр. Он обратил внимание на тот факт, что еще два года назад доля доллара в структуре товарооборота занимала половину. Сейчас она в три раза меньше, при этом в два раза выросла значимость рубля.

Резидентами российских специальных административных районов (САР) в текущем году стала 141 компания: в прошлом году в САР на островах Русский и Октябрьский в Приморском крае и Калининградской области, по словам Решетникова, переехало 83 компании.

Это почти в три раза больше, чем в 2021 году,

сказал он.

Говоря о развитии туризма, Максим Решетников сообщил, что кабмин планирует утвердить перечень из 25 стран, гражданам которых будет доступна для оформления в России платежная «карта туриста».

Вместе с Аксаковым Анатолием Геннадьевичем и коллегами из Комитета по финансовому рынку создали условия для запуска «карты туриста», чтобы у иностранных туристов была возможность из‑за рубежа открывать здесь счета и уже по приезде в нашу страну получить пластиковую карту, что называется, в физическом выражении и осуществлять здесь расчеты,

заявил глава Минэкономразвития.

По его словам, сейчас правительством утверждается перечень из 25 стран, для которых будет доступен этот механизм.

Развитие Калининградской области

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин поднял вопрос социально-экономического развития Калининградской области. Он напомнил, что данную тему депутаты обсуждали летом, во время выездного совещания Совета ГД в регионе.

Решение о реализации адресной программы для Калининградской области о социально-экономическом развитии было принято президентом. Жители ждут, что эта программа будет продолжена, потому что у нее срок заканчивается, 

сказал Вячеслав Володин. 

Он подчеркнул, что депутаты также едины во мнении, что продолжение данной программы необходимо.

Мы этот вопрос будем еще раз обсуждать в ходе рассмотрения бюджета на 2024 год и последующие 2025–2026 годы. Калининградская область — это особый регион нашей страны, который больше всех сталкивается в вызовами, санкциями, и нам надо однозначно продлить программу, чтобы она финансировалась достойно,

подчеркнул Председатель ГД.

Глава Минэкономразвития Максим Решетников заявил, что проект программы согласован.

Первый приоритет – это обеспечить транспортную безопасность Калининградской области, потому что 80% номенклатуры грузов, которые туда поступало автомобильным транспортом и по железной дороге, попало под те или иные рестрикции со стороны Евросоюза. Сейчас ситуацию спасает то, что в 2015 году президентом было принято решение строить железнодорожные паромы, и сейчас два этих парома обеспечивают безопасность Калининградской области,

сказал министр.

Вторая тема, по его словам, это адаптация экономики Калининграда и снижение зависимости от транспортных грузов.

Для этого надо развивать высокотех, туризм, переработку, пищевую промышленность, которая там есть. Закладываем средства и на поддержку таких проектов. С 2026 года определили сумму 5,7 миллиарда рублей. Мы будем просить Минфин ко второму чтению эти деньги поставить напрямую в бюджет, чтобы Калининградская область могла уже реализовывать мероприятия с опорой как бы на эти средства,

пояснил Решетников.

Также министр отметил, что поддерживается тема по специальным административным районам.

Это серьезная поддержка Калининградской области, потому что все-таки подавляющее большинство компаний из Европы, из Кипра, из других юрисдикций, они переезжают именно в Калининград и формируют тем самым дополнительную доходную базу региона и делают такую устойчивость, размещают там штаб-квартиры, предъявляют спрос на недвижимость,

отметил он.

Вячеслав Володин поблагодарил министра за позицию ведомства в вопросах развития Калининградской области.

Развитие пассажирских перевозок по Волге

Еще одной важной темой, которая обсуждалась депутатами летом в ходе выездного совещания Совета ГД в Нижегородской области, стало развитие речного пассажирского транспорта в регионах Поволжья, заявил Председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе «правительственного часа» с участием Министра экономического развития РФ Максима Решетникова

У нас 16 регионов находятся на Волге, а всего в бассейне 38 регионов. Это миллионы людей. И без помощи федерального бюджета невозможно эффективно решить вопросы, связанные с пассажирскими перевозками по Волге,

сказал Вячеслав Володин.

Председатель ГД подчеркнул, что этот вопрос находится в том числе в сфере ответственности Министерства экономического развития РФ.

Помощь нужна всем регионам, которые находятся на реке Волга, потому что у нас стоимость одного «метеора» составляет порядка 500 миллионов рублей, «Валдай» — стоимость 170 миллионов рублей. Это вызвано в том числе тем, что нет потока заказов. Нам важно, чтобы Министерство экономического развития подключилось к решению этого вопроса,

отметил Председатель Госдумы.

Позицию Вячеслава Володина поддержала член Комитета Госдумы по международным делам, депутат фракции «Единая Россия» Валентина Терешкова.

Это очень хорошая идея,

сказала она.

Глава Минэкономразвития Максим Решетников заявил, что для решения поставленных задач необходимо выработать экономически устойчивую модель этих перевозок, но без государственной поддержки это не сложится.

Направлений государственной поддержки там два: льготный лизинг тех самых Валдаев и Метеоров, которые производятся там же в Поволжье, для этого нам нужно транслировать постоянный системный долгосрочный заказ. Но одного льготного лизинга недостаточно, поэтому нужно будет субсидирование. Мы ведь на федеральном уровне перевозки авиационные, межрегиональные субсидируем, почему у нас другой подход к речным перевозкам?

отметил министр.

Он сообщил, что уже есть договоренность с Минтрансом о финансировании проекта на начальной стадии.

Дальше по мере его развития будем ставить вопрос перед Минфином,

резюмировал Решетников.

Развитие сельского хозяйства

Вопрос поддержки отечественного агропромышленного комплекса также был в центре обсуждения в рамках «правчаса».

Сельскохозяйственная отрасль стала стратегической для нашей страны. Не так много лет назад все ее воспринимали как черную дыру и не надеялись — более того, постоянно критиковали, кто бы там ни работал, за это и за другое. Сегодня отрасль показывает блестящий результат. За прошлый год доход только за счет экспорта зерновых сельскохозяйственных культур составил $41,6 млрд,

заявил Вячеслав Володин.

Спикер Госдумы обратил внимание на проблему роста цен. Так, например, на разные группы удобрений они увеличились с 28 до 87 %.

Если говорить о стоимости семян — также рост до 50 %. Техника: КамАЗ стал дороже на 41 %, трактор — на 25,8 %. Комбайны выросли в цене от 52,6 до 80 %. Дизельное топливо — на 24,1 % рост. Я уже не беру специальные масла — там разброс роста до 80 %,

сказал Володин, отметив, что это данные из Приволжского федерального округа, «одного из ключевых в сфере сельского хозяйства».

Председатель ГД призвал Минэкономразвития совместно с Государственной Думой взять эти вопросы на контроль. Он выступил с предложением создать рабочую группу с участием министерства, а также представителей профильных комитетов Госдумы.

Нам надо, конечно, сделать все, чтобы сохранилась рентабельность сельского хозяйства, его эффективность,

подчеркнул Вячеслав Володин.

Позиция профильных комитетов

Глава Комитета Госдумы по контролю, депутат фракции «Единая Россия» Олег Морозов заявил, что задача, стоящая сегодня перед министерством, это выработка эффективных механизмов социально-экономического развития страны в условиях санкций и беспрецедентного внешнего давления.

По первым результатам следует признать, министерство с ней справляется. Экономика страны не просто устояла, не просто успешно развивается, главное, появилось новое качество ее роста, основанное на внутренних финансовых, технологических и интеллектуальных ресурсах. Трехлетний прогноз, внесенный в Думу, также дает основания для осторожного оптимизма. Из него следует, что министерство предполагает сценарий устойчивого роста экономики страны. Хотя психологически трудно смириться с робкими процентами роста ВВП. Хочется спросить, Максим Геннадьевич, а у вас нет в загашнике более смелого сценария?

сказал Морозов.

Парламентарий отметил, что состав вариантов прогноза следует сделать более прикладным. То есть каждый вариант должен содержать не только предполагаемые финансовые и экономические последствия, но и план конкретных действий и ожидаемые результаты.

В 2022 году, с учетом изменений бюджетной росписи, министерство вместе с тремя федеральными службами распоряжалось расходами в сумме 259 миллиардов рублей. Это кратно меньше, чем у других министерств и ведомств. Показатель освоения этих средств 96,6%. Вроде бы неплохо, но мы уже привыкли к почти стопроцентному выполнению финансовых обязательств другими ведомствами, поэтому есть к чему стремиться,

подчеркнул депутат.

Также он отметил, что министерство отвечает за чувствительные вопросы, успешные решения которых определяют развитие страны. Его миссия в создании рамок и условий для других субъектов экономики.

Хороший пример здесь – реформа контрольно-надзорной деятельности, одна из самых успешных в последнее время. За счет сокращения избыточных проверок мы освободили дополнительные ресурсы во все сферы экономики и надеемся, что возврата к избыточному контролю не будет,

резюмировал Морозов.

Глава Комитета Госдумы по экономической политике, депутат фракции «Единая Россия» Максим Топилин заявил, что Решетников оценил ожидаемый рост валового внутреннего продукта России в этом году в 2,8 процента.

Какой же прогноз ВВП в других странах? США 2,2%, Япония 1,8%, Франция 1%, вся еврозона 0,6%, Германия минус 0,2%, Великобритания 6,7%, Чехия 8,5%, Франция 5,7%, Напомню, что раньше инфляция в странах Европы составляла не более 1,5% в год. Результат, как мне представляется, налицо. Те, кто решил ввести против нас санкции, наказали ими свое же население, бизнес потерял российский рынок,

сказал депутат.

Парламентарий отметил, что результаты работы Минэкономразвития можно оценить положительно.

Мы приняли большое количество законов, которые кардинальным образом меняют нашу экономику. Во-первых, это закон о технологических компаниях. Он создаст для нас основу для технологического прорыва. Я помню, что инвестиции в этом году уже составили 0,7%. Уже 60 проектов с момента принятия закона, так называемой защиты инвестиций, реализуются, и объем привлеченных инвестиций составил более 3 триллионов рублей,

сообщил Топилин.

Также он отметил закон о свободной экономической зоне на новых территориях, который был принят летом и уже есть первые результаты.

Уже сейчас 22 предприятия зарегистрированы, инвестиции составят более 30 миллиардов рублей и 2 тысячи новых рабочих мест,

подчеркнул парламентарий.

Мнения фракций

Первый зампредседателя Комитета ГД по экономической политике, депутат фракции КПРФ Николай Арефьев уверен, что обозначенные темпы роста экономики на 2–2,5 % недостаточны.

Нам надо расти на 10–20 %, тогда это будет рост,

заявил парламентарий.

Также он выразил уверенность в том, что экономике необходимо четкое планирование, иначе «бесполезно гадать, что с нами будет в следующем году».

Замруководителя фракции ЛДПР Станислав Наумов заявил, что экономические санкции не сломили России.

Самое важное сегодня, это правильно понять, что же с нами сделали коронавирусы, что с нами пытаются сделать санкции, а до этого у нас с вами был 2008 год, когда были финансовые глобальные катаклизмы. И главный вывод из сегодняшней дискуссии состоит в том, что они с нами не смогли и не смогут сделать ничего, если мы сохраняем свой стратегический курс, если Министерство экономического развития, как составная часть экономического блока, выделяет те самые пять значимых мер, которые были в любой отраслевой стратегии в нулевые годы. Первое – это кадры. Мы всегда говорили о том, что в центре реализации любого проекта, особенно государственно-частного партнерства, должна быть своевременная подготовка кадров. Это было и должно оставаться в центре внимания, и мы видим, какое внимание уделяет этому министерству. Второй значимый момент – это деловой климат. Собственно говоря, спасибо мерам по борьбе с коронавирусом мы поняли, что можно отменить большинство всех контрольно-надзорных мер. Мы ввели мораторий, который все дальше и дальше должен становиться нормой,

отметил депутат.

Также он заявил, что России нужно быстрее продвигаться на новые рынки Латинской Америки, Африки, Азии, и при этом убирать бессмысленное количество придуманных еще в 90-е годы бюрократических процедур.

Своевременное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это не просто работа только в интересах, например, оборонно-промышленного комплекса. Это работа в рамках современных подходов в области высоких технологий, того технологического суверенитета, о котором мы говорили,

пояснил депутат.

Глава Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству, замруководителя фракции «Новые люди» Александр Демин заявил, что поддержка и развитие отечественного бизнеса, обеспечение устойчивого и динамичного экономического роста остаются важнейшими задачами Минэкономразвития, и мы видим, что оно активно работает в этом направлении.

Одним из важнейших индикаторов эффективности работы Минэкономразвития должен быть рост реальных доходов людей. Этот показатель должен иметь приоритетное значение, он даже важнее, чем ВВП. Рост экономики и благосостояние людей напрямую зависит от развития бизнеса. Министерство уделяет этому вопросу большое внимание. Приятно отметить, что все показатели сектора МСП за последний год выросли. В феврале прошлого года субъектов МСП было 5,9 миллионов, сейчас 6,2 миллиона. Число занятых у субъектов МСП за это время увеличилось почти на 500 тысяч, с 14,6 до 15,1 процентов, а количество производимой продукции на 10 процентов,

сказал Демин.

Он отметил, что показатели среднего бизнеса упали, поэтому важно сфокусироваться на создании условий для развития средних компаний и их дальнейшего перехода в сегмент так называемого МСП+.

Нужно искать новые стимулы для бизнеса, которые делают для него привлекательным участие в создании объектов социальной инфраструктуры, современных поликлиник, детских садов и особенно школ. Инвестиции в образование через несколько лет обеспечат приток специалистов, которые будут заниматься разработками инноваций. Это можно считать вложениями в человеческий капитал,

пояснил депутат.

Парламентарий указал на то, что мировой рынок не исчерпывается глобальным западом. Есть другие рынки, которые заинтересованы в нашей продукции, причем не только в зерне и нефтепродуктах.

Недавно у нас прошел форум с участием стран Латинской Америки, который показал, что там хотят видеть поставки российской фармацевтики, цифровых продуктов. Помимо этого у нас огромные возможности по выходу на азиатские и африканские рынки, поэтому сейчас важно поддержать наши сильные компании, которые готовы выходить на экспорт не на словах, а на деле. Для того, чтобы собственное производство было рентабельным, нужна активная инвестиционная политика,

пояснил он.

Депутат также призвал помочь российскому бизнесу закрепиться на рынке, чтобы выдержать конкуренцию с западными компаниями.

В прошлом году западные компании громко хлопнули дверью, а теперь возвращаются и будут делать это еще активнее. Если мы упустим этот момент и не поможем нашим компаниям отвоевать собственный рынок, то всегда будем зависеть от импорта и с ним от внешнеполитических факторов. Поэтому нужно активнее внедрять умный протекционизм. Это не только пошлины на западные товары, но и лучшие места на полках для наших производителей, в том числе на маркетплейсах, субсидии на рекламу на радио и ТВ наших брендов, налоговые льготы, снижение административного пресса. Все это необходимо российскому бизнесу,

резюмировал Демин.

Председатель Комитета ГД по защите конкуренции, замруководителя фракции СРЗП Валерий Гартунг перечислил несколько мер, которые, на его взгляд, помогут экономическому росту.

Парламентарий считает, что первым делом следует отменить налоговый маневр. Тогда перерабатывать нефть внутри страны будет выгоднее, чем продавать ее на экспорт, заявил Гартунг. По его словам, отрицательные акцизы не понадобятся, бюджетные расходы сократятся.

Также депутат высказался за снижение ключевой ставки.

Первый зампред Комитета ГД по экономической политике, депутат фракции «Единая Россия» Денис Кравченко подчеркнул, что для опережающего развития нужно стремиться к росту отечественной экономики на 3–4 п. п.

Для достижения этой амбициозной цели необходимо делать особый акцент на инновационных направлениях с высокой добавленной стоимостью в структуре нашей экономики,

заявил парламентарий.

По его мнению, также важно и дальше стимулировать развитие высокотехнологичного производства.

Работа в этих областях позволит активизировать и сферу образования и науки,

добавил парламентарий.