«И никому нет дела»: почему в Обском море исчезла рыба
Сегодня по государственному заданию за счет федерального бюджета ежегодно устанавливают более 15 тысяч искусственных нерестилищ, но этого явно не хватает — рыбы в Обском море, по отзывам рыбаков, все меньше и меньше, и к тому же это не ценные породы. Депутаты не раз обращались в федеральный центр по данному вопросу, но, к сожалению, ничего не изменилось.
На заседании аграрного комитета Заксобрания парламентарии обсудили сразу два «рыбных» вопроса. Во-первых, они заслушали отчет контрольно-счетной палаты об эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на поддержку товарного рыбоводства, промышленного рыболовства и охрану водных и биологических ресурсов. Другой вопрос, об искусственных нерестилищах, озвучил депутат Николай Мочалин — он поднимает эту тему уже не в первый раз.
Претензий нет, но есть вопросы
По словам старшего инспектора областной контрольно-счетной палаты Елены Васильевой, государственная поддержка рыболовства и рыбоводства оказывается в рамках реализации региональной программы развития сельского хозяйства.
— За 2021, 2022 и девять месяцев 2023 года на эти цели было направлено 54 миллиона 800 тысяч рублей, — сообщила Елена Васильева. — В том числе на охрану водных и биологических ресурсов из федерального бюджета — один миллион 100 тысяч рублей, а на поддержку товарного рыбоводства и промышленного рыболовства из областного бюджета — 53 миллиона 100 тысяч рублей. Субсидии на зарыбление водоемов получили 36 пользователей на общую сумму 40 миллионов 800 тысяч рублей, еще 17 предприятий получили 13 миллионов рублей в качестве компенсации части затрат на приобретение техники и оборудования. Проверка показала, что порядок предоставления субсидий не приведен в соответствие с федеральным законодательством. В частности, не установлен ряд условий для сельскохозяйственных предприятий на получение субсидий на приобретение техники и оборудования. Специалисты КСП разработали ряд предложений и направили их в областное правительство.
Заместитель министра сельского хозяйства региона Татьяна Вилкова пояснила, что в целом финансирование данного направления госпрограммы нареканий не вызвало, работа по приведению в соответствие с ФЗ порядка предоставления субсидий ведется и в декабре депутатам Заксобрания представят ее результаты.
— Сколько заявлений приходит ежегодно на получение субсидий и каков процент отказов? — задал вопрос депутат Роман Яковлев.
По словам Татьяны Вилковой, год от года эта цифра разнится, но в среднем по 10–15 получателей субсидий приходится на каждое из направлений. Что же касается отказов, то количество их невелико, не более десяти процентов от общего числа заявок, причина по большей части — ошибки в документах.
«Никому нет никакого дела»
Вопрос о судьбе рыбных богатств Обского водохранилища озвучил депутат Заксобрания Николай Мочалин. По его словам, он уже обращался в различные федеральные инстанции, такие как Министерство сельского хозяйства и Министерство природных ресурсов и экологии РФ, но никаких изменений в лучшую сторону так и не произошло.
— Контрольно-счетная палата озвучила результаты проверки, но они не вполне соответствуют концепции нашего запроса, — подчеркнул парламентарий. — Как мы видим, в Обском море год от года рыбы становится все меньше и меньше.
Дорожники травят ее бионордом, ГЭС — сбросами воды, аграрии — гербицидами, ЖКХ — грязью. Весной, когда рыба нерестится, на водохранилище орудуют браконьеры. Есть съемки: по протокам идут тралы, которые вылавливают все живое. И никому нет до этого никакого дела.
А если увеличить госзадание?
Парламентарий предложил обратиться к начальнику Верхне-Обского филиала ФБГУ «Главрыбвод» Анне Русовой, чтобы они по своим каналам постарались добиться увеличения объема средств, выделяемых из федерального бюджета на устройство искусственных нерестилищ.
— В нынешнем году в рамках государственного задания в Новосибирской области было выставлено 15 640 нерестовых гнезд, —
рассказала Анна Русова. — По обращению Законодательного собрания Новосибирской области мы можем выступить с ходатайством к нашему руководящему составу, чтобы увеличить их количество до 42 тысяч штук. На международном рыбопромышленном форуме, который прошел в Санкт-Петербурге в конце сентября, мы уже обсуждали этот вопрос, предварительное согласие было получено. Кстати, от Томской области мы уже получили подобное обращение, а от Новосибирской пока нет.
Депутаты поддержали предложение Николая Мочалина обратиться к руководству «Главрыбвода» с просьбой об увеличении государственного задания по устройству искусственных нерестилищ.
Комментарий
Денис Субботин, председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного собрания Новосибирской области:
— Если мы говорим о продовольственной безопасности региона, то стоит вспомнить, что, по данным областного минсельхоза, основной объем товарной рыбы, а именно около 80–90 процентов, у нас добывается на озерах, которые арендуют предприятия. Они занимаются зарыблением этих водоемов. Основной объем добываемой рыбы — это карп и пелядь. Обское море — это больше для хобби и отдыха. И я думаю, это в большей степени не сельскохозяйственный, а экологический вопрос. Что касается состояния Оби и Новосибирского водохранилища, то тут есть проблемы, которые мы решить не можем, — например, изменить режим работы ГЭС. Напомню, что главная задача водохранилища — снабжать город Новосибирск водой, регулировать паводковую ситуацию на Оби, а все остальное уже потом. И есть вопросы, которые мы решить можем, — например, снизить степень загрязнения реки. Мы уже обсуждали вопрос о включении Оби в федеральную программу по экологическому оздоровлению водных объектов нацпроекта «Экология». Сегодня у нас основные источники загрязнения — это коммунальные стоки и ливневая канализация. Поэтому, сколько бы мы ни ставили нерестилищ, вряд ли рыба будет хорошо расти и развиваться в грязной воде.