Минюст предлагает передавать региональным властям конфискованные телефоны, игрушки и орудия охоты

Министерство юстиции России вынесло на общественное обсуждение пакет проектов, предусматривающих передачу региональным властям целый ряд конфискованных предметов. Например, незаконный улов браконьера или партию детских игрушек, изъятую у бизнесмена-нарушителя. В списке также парфюмерная продукция и многое другое.

Минюст предлагает передавать региональным властям конфискованные телефоны, игрушки и орудия охоты
© Российская Газета

Принимать у правоохранителей конфискат будут уполномоченные органы, созданные региональными властями. Принявшие имущество чиновники станут проводить учет и оценку конфиската, его хранение, а также решать судьбу: кому и куда передать. Принципиальный момент: допускается и безвозмездная передача. Это значит, что, например, мягкие игрушки могут оказаться в детском приюте. Кстати, передача конфиската на благотворительные и социальные цели - это законодательная тенденция.

Напомним, минувшим летом уже были приняты поправки в КоАП, которые разрешили передавать на гуманитарные цели одежду, конфискованную у нарушителей. Например, нуждающимся могут раздать контрабандную партию теплых курток. Или хорошие ботинки, оказавшиеся в нашей стране нелегально.

Как пояснила в свое время руководитель аппарата Ассоциации юристов России Елена Спиридонова, по прежним правилам товары легкой промышленности, изъятые правоохранителями по делам об административных правонарушениях, подлежали уничтожению.

Новация же предусматривает, что данные товары смогут передаваться на безвозмездной основе организациям социального обслуживания, в больницы и школы. Кроме того, правительство наделено полномочиями прописать правила и случаи передачи данных товаров МЧС и минобороны для гуманитарных миссий.

Подготовленный сейчас минюстом проект прописывает, что определенное имущество, конфискованное при производстве по делам об административных правонарушениях, будет подлежать передаче в собственность субъекта РФ. В списке: продукция незаконного природопользования, а также орудия охоты, рыболовства, заготовки древесины.

Кроме того, местным властям будет передаваться парфюмерная, косметическая продукция и бытовая химия; продовольственная и сельскохозяйственная продукция; телефоны, компьютерная и бытовая техника и их комплектующие; печатная и иная полиграфическая продукция; детские товары; мебель, предметы интерьера и прочая продукция бытового назначения.

А Законодательное Собрание Камчатского края выступило с инициативой провести в регионе эксперимент: предлагается передавать конфискованную у браконьеров рыбу приютам для животных.

Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму. Предполагается, что эксперимент пройдет до октября 2026 года.

Как рассказывают эксперты, сегодня рыбу либо возвращают назад в океан, если она жива и в состоянии плавать, либо уничтожают, если она уже не жилец. Как вариант, рыбу могут отправить на реализацию. Но зачастую санитарные нормы не позволяют выложить изъятую продукцию на прилавки магазинов. Поэтому и предлагается пустить добычу браконьеров на корм собакам.

Еще одно предложение: отправлять в зону СВО транспорт, конфискованный у браконьеров. Например, весной в Приморье передали военнослужащим 155-й отдельной гвардейской бригады морской пехоты Тихоокеанского флота и добровольческому батальону "Тигр" партию техники, конфискованной у "черных лесорубов".

Региональные чиновники смогут не уничтожать конфискат, а направлять его на какие-то благотворительные цели. Например, в приюты

Летом заместитель председателя Совбеза России Дмитрий Медведев заявил, что изъятую у браконьеров и различных контрабандистов технику можно передавать в зону специальной военной операции. Он предложил прокуратуре, правоохранительным органам, силовикам, а также Росимуществу проработать данный вопрос.

Кстати, орудия у браконьеров конфискуют не только за административные правонарушения, но - очень часто - по уголовным делам.

В прошлом году Президиум Верховного суда России утвердил специальный обзор судебной практики, детально разъясняющий ответственность за экологические преступления. В документе сделаны принципиальные разъяснения: браконьер, пойманный за руку, рискует расстаться с автомобилем, снастями и прочим, с чем он вышел на большую лесную дорогу.

В качестве примера приводится рассмотрение уголовного дела в Новосибирской области. Нижестоящий суд признал виновными в незаконной охоте двух граждан. Они приехали в лес на машине, на ней же перевозили тушу убитого ими животного. Однако суд постановил вернуть осужденным и оружие, и автомобиль.

Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области удалось лишь в кассационной инстанции добиться пересмотра данного решения. Третья инстанция пришла к выводу, что охотничий карабин, ружье и автомобиль подлежат конфискации как орудия преступления.

Верховный суд России согласился с тем, что правовые позиции кассационной инстанции верны. А само дело включил в обзор судебной практики, для того чтобы оно стало уроком для всех остальных судей страны. "Орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, в том числе транспортные средства, с помощью которых совершались незаконная охота или незаконная рубка лесных насаждений, приобщенные к делу в качестве вещественных доказательств, могут быть конфискованы", - сказано в обзоре.