60 долларов за каждый баррель нефти — в бюджет, все, что выше, — в ФНБ

Нефтегазовые доходы страны в кабмине предлагают формировать исходя из базовой цены на нефть на уровне 60 долларов за баррель с ежегодной индексацией на два процента начиная с 2027 года. Такие бюджетообразующие поправки, внесенные в Госдуму Правительством, депутаты одобрили в первом чтении 11 октября. При этом глава думского бюджетного комитета Андрей Макаров предложил исключить из законопроекта нормы, которые могут негативно повлиять на бюджетный процесс, и вместе с тем добавить рад полезных пунктов. Например, сохранить возможность регионам в 2024 году получать казначейские кредиты на покрытие кассовых разрывов.

60 долларов за каждый баррель нефти — в бюджет, все, что выше, — в ФНБ
© Парламентская газета

Традиционная конструкция

Бюджетное правило, перераспределяющее доходы от экспорта сырья, в России было перезапущено в 2018 году. Механизм защищает бюджет страны от колебаний стоимости нефти, фиксируя определенный уровень цен на сырье, на который ориентируются при планировании бюджета. Этот уровень называют ценой отсечения. Когда стоимость экспортируемой нефти выше цены отсечения, излишки поступают в Фонд национального благосостояния. В случае необходимости деньги из «кубышки» на определенных условиях могут быть использованы Правительством.

Представляя законопроект, замминистра финансов Алексей Лавров напомнил, что в 2022 году бюджетное правило было модифицировано с переводом базовых нефтегазовых доходов в абсолютный размер — 8 триллионов рублей с дальнейшей ежегодной индексацией на четыре процента начиная с 2026 года. По его словам, это было связано с высокой неопределенностью цен и объемов добычи углеводородов, а также другими внешними условиями.

«Две новации предлагаем включить в само тело кодекса. Считаем, что эти позиции должны быть закреплены на постоянной основе. И прежде всего, это относится к корректировке бюджетного правила», — отметил Лавров. Он добавил, что со следующего года Правительство предлагает вернуться к традиционной конструкции, более стабильной и предсказуемой, учитывающей множество факторов влияния.

«Это базовая ценовая нефть в размере 60 долларов за баррель, которая соответствует базовой цене и текущего года. И затем без изменения бюджетного правила с определением предельных объемов расходов», — уточнил замминистра.

Кое-что нужно поправить

Законопроект, помимо коррекции бюджетного правила, предусматривает еще ряд новелл, к которым у депутатов возникли вопросы. Как пояснил глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, представленный Правительством документ позволяет оперативно реагировать на вызовы, тем не менее целесообразно некоторые нормы, в нем прописанные, исключить.

«Предлагается дать право сокращать дотации, если не выполнено соглашение. При этом — ссылка на постановление Правительства. Во-первых, постановление Правительства в этой части незаконно. По одной простой причине, что шестая статья Бюджетного кодекса говорит: дотации безвозмездны и безвозвратны. У Правительства есть право выйти с инициативой в Госдуму и изменить закон. В этом случае это возможно. Но такой нормы, которую предлагают сейчас, не было никогда», — заметил депутат, добавив, что парламентарии категорически настаивают на исключении нормы из законопроекта.

Еще одна позиция, требующая исключения, — возможность предоставления кредита внебюджетному фонду. Дело в том, что пенсию по Конституции россиянам гарантирует бюджет, а если применить предложенный подход, по мнению Макарова, это будет означать, что возможность получения пожилыми гражданами денег попадает в зависимость от кредитных ресурсов. «Не требуется никаких законодательных изменений для того, чтобы дать бюджет Социальному фонду или Фонду обязательного медицинского страхования», — сказал депутат.

Другой противоречащий Налоговому кодексу момент — зачисление ЕНС на счет федерального бюджета. Эта норма, «которая создает больше вопросов, чем на них отвечает», по словам Макарова, должна быть из законопроекта также исключена.

Вместе с тем в законопроект нужно внести пункт, предусматривающий возможность получения регионами в следующем году казначейских кредитов на покрытие кассового разрыва. «Мы прекрасно понимаем, что кассовый разрыв будет возникать в связи с необходимостью доработки единого налогового счета и другими вопросами. Полагаем, что в следующем году это должно быть сохранено», — подытожил глава комитета.