Экономический диктант написали в 11 странах

11 октября Всероссийский экономический диктант, организованный Вольным экономическим обществом России при участии Международного союза экономистов, написали раз во всех регионах России и в 10 зарубежных странах - Беларуси, Монголии, Армении, Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Турции, Туркменистане, Сирии и Китае.

Экономический диктант написали в 11 странах
© Российская Газета

В этом году проверить свою экономическую грамотность можно было как самостоятельно, на сайте акции, так и на 1258 региональных площадках: в университетах, лицеях, колледжах, техникумах, гимназиях, школах, библиотеках и даже музеях. В акции приняли участие все крупные региональные центры страны, а также малые города, села, деревни, станицы и поселки.

"У экономического диктата две основные цели. Первая из них - просветительская: расширить экономический кругозор, необходимый в современном мире, развить интерес к экономической науке, к экономической истории нашей страны, к актуальной экономической повестке. Вторая, связанная с первой, - показать значимость экономической грамотности в постоянно меняющихся реалиях современности", - подчеркнул президент ВЭО России, президент Международного союза экономистов, член-корреспондент РАН Сергей Бодрунов.

Еще одна из важных задач акции - это профориентация, уверены эксперты. "Далеко не у всех молодых людей есть представление о том, что такое профессия экономиста сегодня - и в академическом, и в прикладном смысле. Такие акции, как экономический диктант, позволяют молодым людям понять, что экономика - это не сухая наука, она может быть увлекательной как детектив, мотивируют задуматься, какой диапазон знаний должен быть у современного экономиста", - отметил директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН, член президиума ВЭО России Александр Широв.

По мнению президента, научного руководителя Финансового университета при правительстве Российской Федерации, вице-президента ВЭО России Михаила Эскиндарова, одна из основных задач таких акций - пробудить у молодых людей интерес к экономике.

Откуда произошло слово "стипендия" и как оно связано с колониальными притязаниями жителей Древнего Рима, как появился фразеологизм "зарыть талант в землю", какой вид договора заключили Остап Бендер и Ипполит Матвеевич Воробьянинов перед тем, как начать поиск сокровищ мадам Петуховой, что такое полуимпериалы, московки и новгородки, и какие организации называют "бирюзовыми" - участники акции этого года теперь знают ответы на эти вопросы.

Задания экономического диктанта по традиции были составлены на основе междисциплинарного подхода, то есть, связаны не только с экономикой, но и с обществознанием, литературой, историей, правоведением.

"Важно, чтобы у участников формировалась "связка" с предтечей тех или иных текущих экономических реалий. Это позволяет видеть причинно-следственные связи между явлениями в нашей жизни. Поэтому - отдельное направление - историческое: вопросы о выдающихся деятелях прошлого, реформы и преобразования которых изменили ход отечественной экономической истории. Наконец, есть еще культурно-познавательный аспект - акция позволяет посмотреть на экономическую историю страны через призму литературы, культуры - и для этого в диктант включены соответствующие вопросы", - подчеркнул Сергей Бодрунов.

В заданиях акции также нашла отражение актуальная экономическая повестка.

"Мне были интересны вопросы, связанные с актуальными экономическими тенденциями в России и в мире. В частности, задания о расширении БРИКС, динамике российского ВВП в условиях санкционного давления, о распределении расходов государственного бюджета и прогнозных долях нефтегазовых и не нефтегазовых поступлений. Это то, что формирует экономическую реальность, в которой мы живем", - поделилась впечатлениями студентка РЭУ им. Г.В. Плеханова Дарья Горбунова.

"По итогам Всероссийского экономического диктанта ежегодно формируются аналитический и статистический отчеты, которые позволяют судить об уровне экономической грамотности и экономической активности как различных групп населения страны, так и отдельных регионов России, разрабатываются практические рекомендации для составителей школьных и вузовских программ по экономике", - отметил руководитель аналитической группы и методической комиссии экономического диктанта, член президиума ВЭО России, заведующий кафедрой "Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности" МАИ, профессор Роман Голов.

"Те данные, которые мы получим по итогам акции, помогут нам понять, каких знаний не хватает студентам, что следует добавить в учебно-методические комплексы и учебные программы", - пояснила заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по науке и высшему образованию, член правления ВЭО Екатерина Харченко.

Профессор Роман Голов также отметил, что в настоящее время аналитическая группа приступила к проверке результатов экономического диктанта.

"Отдельное внимание мы уделяем анализу результатов написания экономического диктанта учащимися учебных заведений среднего общего образования и студентами высших учебных заведений. Оценивая их ответы, мы выявляем те задания, которые вызывали у них наибольшие сложности. При разработке самих заданий мы стремились показать участникам, что экономика - это не обособленная область знаний, а целый мир, который отражается в литературе и мировой истории, сопровождает нас в повседневной жизни, влияет на наше благополучие и возможности самореализации. К примеру, в одном из заданий, посвященных экономической истории, участнику предлагалось указать деятеля, который впервые предпринял попытку экономического районирования России. В другом задании, связанном со знанием классической литературы, участник должен был определить, монету какого достоинства упоминал Кучумов из комедии А. Островского "Бешеные деньги". Ряд заданий был посвящен проверке навыков участников по проведению несложных экономических расчетов. К примеру, в одном из них требовалось рассчитать размер налога на профессиональный доход самозанятого лица, оказывающего услуги репетитора, с учетом уже исчерпанной суммы налогового вычета. В другом задании участники должны были рассчитать среднегодовую производственную мощность предприятия, прошедшего цифровую трансформацию. Таким образом, мы смогли продемонстрировать нашим участникам, что экономика - это междисциплинарная область знаний, владение которыми позволит им решать самые разные задачи и принимать верные решения, от которых часто зависит их собственное благосостояние", - пояснил Роман Голов.

Для многих россиян писать экономический диктант стало традицией. Число участников акции растет с каждым годом. По предварительным итогам в этом году свою экономическую грамотность проверили более 340 тысяч человек. Это почти в 6 раз больше, чем в 2017 году, когда экономический диктант состоялся впервые.

Результаты экономического диктанта будут представлены 11 ноября, на Всероссийском экономическом собрании, посвященном профессиональному празднику "День экономиста".