В Тюмени создадут кластер креативных индустрий

Вслед за нефтегазовым кластером, на сегодняшний день самым большим в России, тюменцы начали словно по кирпичикам собирать еще одно профильное сообщество, которое бы логично вписалось в местную экономику. Речь о креативных индустриях (КИ), а конкретно - попытке связать легкую промышленность и моду, а далее добавить в этот микс кино и медиа.

В Тюмени создадут кластер креативных индустрий
© Российская Газета

Важно отметить, что западносибирский регион входит в топ-5 субъектов РФ по уровню развития КИ, а месяц назад областное правительство к тому же утвердило специальный план мероприятий в этой сфере до конца 2024 года: ожидается множество событий.

Итак, кластер. Руководитель Тюменского агентства развития креативных индустрий (ТАРКИ) Алексей Краев предупреждает: не стоит преждевременно радоваться, что официальный статус объединения одномоментно даст его участникам огромные субсидии. На первых порах у них появится возможность претендовать на особые меры поддержки при соблюдении ряда условий. На кону сумма до 300 миллионов рублей. А гендиректор института стратегического лидерства из Петербурга Дмитрий Волохов добавляет: чтобы Тюмень не превратилась в "город нефтяных пенсионеров", надо способствовать закреплению молодежи, производящей нечто интересное, полезное, действительно нужное на фундаменте творчества. Естественно, уже не нефть и газ. Причем, чтобы ВРП вырос, следует делать тюменское не для тюменцев.

Путь к формированию такого "клуба по бизнес-интересам" жители региона и приглашенные соседи нащупывали на первом форуме под названием "КПД". И анализировали, какие подвижки уже есть.

- На разных территориях к раскручиванию креативных индустрий свои подходы, у нашего региона он тоже индивидуальный, но невозможен без остального мира. Когда приступаем к анимации или пошиву модных брюк, надо понимать, кто и где это купит. Исследования столичных аналитиков показали, что самые сильные КИ в регионе - функциональные, то есть решающие текущие задачи. И посоветовали делать ставку на архитектуру, информационные технологии, медиа, пиар и маркетинг, а также легкую промышленность, - отметил Краев.

Возможно, предприниматели способны договариваться друг с другом и сами, но выйти на крупного заказчика вряд ли смогут в одиночку

Базовым практическим мероприятием форума как раз и стала стратегическая сессия, посвященная легкой промышленности, где предприниматели из Тюмени, Екатеринбурга, Омска, Новосибирска взялись строить цепочки добавленной стоимости. И, похоже, одна из них сложилась в моменте, с претензией на реальное воплощение. Притом что самозанятые, собравшиеся за одним столом, погружены в разное. Дизайнер и швея Корнелия Захарова одевает известных в городе экскурсоводов. Лоскутница Анна Глазунова придумывает под заказ одежду, аксессуары, предметы быта в технике пэчворк, имеет выход на 12 стран. Ольга Меркурьева отшивает костюмы для фигуристов, бальников, гимнасток, не отказывает будущим невестам, а также расписывает и декорирует ткани. Елена Пушкарева преподает, производит сувенирную продукцию и вышивает на машинке любые изделия, неплохо освоилась на маркетплейсах с поясными сумками и фетровыми варежками. Данил Соловьев производит экипировку для активного отдыха. А Наталья Денисова, известная на всю Тюменскую область и много дальше ковровщица, помимо крупных изделий создает и браслеты, и броши.

В диалоге, после беглого анализа знаний и умений каждого, родилась идея шить спортивную одежду и аксессуары с элементами знаменитого тюменского ковра, что согласуется в первую очередь с таким понятием, как креативный код. Как известно, ковер - один из брендов Тюменской области, опирающийся на традиции. Он не просто узнаваем, а знаменит. А может стать еще и символом побед местных спортсменов. Форма в зал, футболки, рюкзаки, торбы, кепки, полотенца - перечислять можно бесконечно.

Модераторы от фантазии сибиряков в восторге и напоминают, что дальше надо выстроить предельно понятную цепочку: кто за что отвечает, каких звеньев не хватает. Тут же выясняется, что остро стоит проблема с кадрами для цехов: на швейное производство из учебных заведений приходят "сырые" специалисты, поэтому руководители тратят уйму времени, чтобы натаскать их в профессии. Подготовка мобильных команд - кластерное условие. Потому как в это объединение, кроме компаний с производственными мощностями, должны непременно входить образовательные организации - в сумме пять игроков по новым упрощенным правилам Минпромторга. Еще одна боль креативных предпринимателей - высокая стоимость аренды помещений и небольшое число площадок для организации событий.

- Цепочки должны быть удобны и выгодны всем и со всех сторон. Тогда повысится маржинальность, увеличится оборот, добавятся рабочие места. Задача - пройти путь от "хотим" и "почти можем делать" до "выпускаем в срок и даже раньше", - развивает мысль эксперт, основатель компании стартапов Максим Кучеренко.

На основе самых жизнеспособных инициатив ТАРКИ к началу будущего года подготовит заявку в Минпромторг РФ на регистрацию кластера и получение финпомощи на реальные продукты. Кстати, с 2024-го давать креативщикам свои, пока небольшие субсидии планирует и Тюменская область. По представлению сотрудников агентства, "творческие премии" смогут охватить широкий спектр предложений отраслевиков. Потому что существующего гранта "Подъемник" от ТАРКИ им уже не хватает.

- Принимаем обратную связь по поводу нового кластера. Да, многие пугаются: они шьют на дому, у них все нормально, хотя развиваться тоже хочется, но страшно… Меньшинство готово собирать команды, формировать экономические цепочки. Возможно, они способны договариваться друг с другом и без нас, но выйти на крупного заказчика вряд ли смогут в одиночку, - подчеркнул Краев.

Кстати, на недавнем промышленно-энергетическом форуме TNF ТАРКИ впервые поучаствовало в пробной закупочной сессии для нефтяников, застройщиков, банкиров и творческих людей. Два направления особенно оценила известная энергетическая компания, пообещавшая креативщикам реальные контракты.

А что тюменский ковер, вещи по его мотивам? Специалисты в области КИ уверены: он может успешно продаваться как минимум в тех странах, где поддерживается ковроткачество как старинный, но неувядающий художественный промысел. Только надо найти механизмы продвижения.

Справка РГ

Вклад креативных индустрий в валовый муниципальный продукт Тюмени составляет 14,1 процента. К 2030 году доля КИ в ВМП должна достигнуть 20 процентов. В этой сфере задействованы почти 28 тысяч человек. В скрытых КИ занято 4,7 процента тюменцев (9,5 тысячи человек). Чтобы выявить их и создать условия для ведения такого бизнеса, было создано Тюменское агентство развития креативных индустрий, а в вузах запущены спецпрограммы - магистратура концептуальной урбанистики и антропошкола ТюмГУ.