Бензин, газ и нефть скоро станут недоступными

Investing.com — «Сперва происходит по-другому, а потом — как ты думаешь». Эта цитата Вильгельма Буша имеет смысл практически в любой жизненной ситуации, и, как показывает практика, в том числе и на финансовом рынке.

Когда в 2007 году в США разразился кризис субстандартного кредитования, центральный банк и политики заявили, что это локальный кризис и угрозы распространения нет. Рынок верил этой оценке до последней секунды, когда стало уже слишком поздно. Вопреки официальным оценкам, ситуация переросла в полномасштабный финансовый и долговой кризис.

Когда в результате многолетних низких процентных ставок, постоянного печатания новых денег и недостатка предложения ожила инфляция, было сказано, что это лишь временное явление. Тем не менее, потребительские цены выросли более чем на 10%, и по сей день не предвидится, будет ли когда-нибудь снова достигнут целевой показатель 2%.

Нынешний ближневосточный конфликт вновь склоняет экспертов к смелым заявлениям, которые хотелось бы сделать, но, как учил нас Вильгельм Буш, часто все оказывается не так, как кажется.

Бывшая глава ФРС и нынешний министр финансов США Джанет Йеллен заявила на ежегодном собрании Международного валютного фонда, что конфликт Израиля с ХАМАС не способен оказать влияние на мировую экономику. Она сказала:

«Хотя мы наблюдаем за потенциальным экономическим воздействием кризиса [в Израиле], я не думаю, что он окажет существенное влияние на перспективы мировой экономики».

Однако «заражение» может произойти раньше, чем хотелось бы рынку, поскольку Израиль уже был в состоянии войны в 1970-х годах, которая ударила Запад по его «ахиллесовой пяте». ОПЕК ввела нефтяное эмбарго против всех сторонников Израиля, в результате чего цена на нефть взлетела почти на 300%.

В Германии были введены запреты на автомобильные поездки по воскресеньям, ограничения скорости и рост безработицы с 273 тыс. человек в 1973 году до более чем 1 млн всего 2 года спустя. Немецкое экономическое чудо, обеспечивавшее до введения нефтяного эмбарго темп роста 8%, резко оборвалось — эпоха дешевой нефти окончательно закончилась.

Инвесторам следует быть готовыми к аналогичному сценарию и 50 лет спустя, а не полагаться на экспертов из центральных банков и политиков.

США уже готовятся к вмешательству и привели свой крупнейший авианосец на позицию в восточном Средиземноморье, а Германия цепляется за идею, что Израиль является аргументом для Германии.

Но мало кто понимает, что именно это означает, как пояснил эксперт по конституционному праву профессор Йоахим Виланд. Это означает неограниченную поддержку Израиля, поскольку Германия в долгу перед ним из-за истории

О чем бы Израиль ни попросил немецкое правительство, оно выполнит его просьбу, невзирая на последствия. Это касается не только оружия, боеприпасов и денег, но и солдат, как пояснил профессор политологии Карло Масала:

«Если вы действительно серьезно относитесь к тому, что это часть немецкого государственного разума, то морально и политически это имеет своего рода конституционный ранг… Германия должна будет активно вмешаться… если существование Израиля окажется под угрозой».

Уже сейчас события не ограничиваются Израилем и сектором Газа, поскольку «Хезболла» обстреливает Израиль с севера, а Сирия — Голанские высоты. Если начнется наземное наступление с целью уничтожения ХАМАС, то на сторону ХАМАС могут встать и другие силы, прежде всего палестинцы на Западном берегу реки Иордан.

В случае активного вмешательства США реакция ОПЕК не заставит себя ждать. Туомас Малинен заявил о нефтяном эмбарго против США и Европы, как в 1970-е годы.

Даже Иран, не признающий Израиль как государство, может в одиночку спровоцировать мировой энергетический кризис, поскольку контролирует Ормузский пролив, через который транспортируется шестая часть мировой нефти и третья часть потребляемого СПГ.

Цены на нефть и газ взлетят вверх, как это произошло в 1973 году, а вместе с ними и инфляция. Центральные банки будут вынуждены поднять процентные ставки до головокружительных высот, и мировая экономика пойдет под откос. Особенно в Европе, которая уже находится в состоянии рецессии.

И если это покажется недостаточно трагичным, ОПЕК в крайнем случае может взорвать гораздо большую бомбу, отказавшись от доллара во всех своих операциях. Денежная масса, которая затем хлынет в США, скорее всего, вызовет гиперинфляцию, считает Малинен.

Что касается поставок газа, то Европа по-прежнему зависит от России. Российский газ больше не поступает по трубопроводам, но Европа не ввела санкции против СПГ, производимого в России, поскольку не может обойтись без этого источника сырья.

Если ОПЕК хорошо известна как нефтяной картель, то о GECF мало кто слышал. Это объединение стран-экспортеров газа, членом которого является и Россия. Министр энергетики РФ Новак недавно опроверг информацию о том, что это газовый картель, заявив, что речь идет скорее об обмене мнениями.

Но что произойдет, если будет консенсус о том, что сторонники Израиля не должны больше получать газ?

Потенциал конфликта на Ближнем Востоке огромен, а вместе с ним и потенциальное влияние на мировую экономику и финансовые рынки. Маловероятно, что какая-либо из сторон конфликта окажется в итоге блестящим победителем, но есть одна практически не участвующая в нем крупная держава, которая, скорее всего, действительно выиграет. Если США и Европа будут ослаблены, то Китай окажется в роли третьего, который смеется последним.

Читайте нас в Telegram и «ВКонтакте».