Войти в почту

Вероника Никишина: "Силе предпринимательства надо дать все возможности и меры поддержки"

Для российских экспортеров 2022 год стал переломным: новые партнеры, рынки сбыта и экспортные направления внесли свои коррективы. Но, несмотря на трудности, показатели у компаний не падают. В том числе это стало возможным благодаря поддержке Российского экспортного центра (РЭЦ). Вместе с Министерством экономического развития РЭЦ помогает бизнесу выходить на зарубежные рынки и каждый год вручает лучшим предпринимателям премию "Экспортер года".

Вероника Никишина: "Силе предпринимательства надо дать все возможности и меры поддержки"
© ТАСС

На форуме "Сделано в России" 19 и 20 октября в Манеже пройдет награждение лучших экспортеров страны. О том, что дает премия, как стать номинантом и как еще государство поддерживает экспортеров, в интервью ТАСС рассказала генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина.

— Правительство учредило всероссийскую премию "Экспортер года" в 2019 году для развития экспорта несырьевых неэнергетических товаров и услуг. Как вы начинали? Что удалось сделать за прошедшее время?

— Мы начинали с 10 номинаций, в следующем году их было уже 12, а в 2023 году - 20. Из них 11 для малых и средних предприятий (МСП) и девять - для крупного бизнеса.

Отмечу, что в этом году мы стали плотнее взаимодействовать с нашими экспортерами, и в рамках поездок в регионы проводили с ними закрытые встречи, где также принимали участие представители федеральных министерств, региональных органов власти и деловых объединений. Это такой разговор "без галстуков", который без камер, лишних глаз и без стеснения дает возможность понять, в чем еще нужна помощь, что хорошо работает, что плохо и что мы могли бы трансформировать в меры поддержки для российских компаний.

Всего на таких встречах мы рассмотрели более 100 вопросов, которые волнуют наших экспортеров - в сфере логистики, импорта, регулирования, господдержки и всего, что прямо или косвенно влияет на активность нашего бизнеса. Получились очень продуктивные и ценные обсуждения как для нас, так и для бизнеса. Без ответа не остался ни один запрос.

— С 2022 года российские экспортеры вынуждены работать в новых условиях. Каких показателей удалось достичь в этой области, какие проблемы пришлось решать?

— Несмотря на масштаб и оперативность экспортной переориентации, ее успешность позволила нам экспортировать в 2022 году рекордный по стоимости объем продукции - 592 миллиарда долларов. Мы остались на уровне 2021 года и в первой половине этого года.

Мы видим, какие усилия прикладывают компании, чтобы не просто адаптироваться к ситуации, но и сохранить глобальную конкурентоспособность, возможность достойно соперничать с ведущими мировыми игроками. Этой силе предпринимательства надо дать все возможности и меры поддержки. И правительство делает все возможное для поддержки компаний: формируется стратегическое партнерство с опорными странами и перспективными рынками, включая Китай, Индию, Бразилию, ряд стран Ближнего Востока, а также Азии и Африки. Это поможет намного более эффективно продвигать несырьевой неэнергетический экспорт высоких переделов.

В интересах экспортеров активизируется подписание торговых и инвестиционных соглашений и взаимное признание регулирующих инструментов, развивается сотрудничество в области инфраструктурных проектов, включая транспортные и энергетические.

Благодаря инструментам Группы РЭЦ, которые дают компаниям доступ к кредитованию, гарантийной поддержке и страхованию экспортно-импортных поставок, поддержанный экспорт в первом полугодии 2023 года вырос в 1,5 раза к первому полугодию 2022 года. А всего комплексом мер поддержки РЭЦ охвачено более 18 тысяч компаний в 2021 году, 19,3 тысячи - в 2022 году (при этом 62% из них - это малый и средний бизнес) и уже более 15 тысяч компаний за девять месяцев этого года.

— Что нужно сделать компаниям и ИП, чтобы попасть в число номинантов конкурса на окружном этапе?

— Всего лишь заполнить электронную анкету соискателя, приложив один документ - свидетельство о постановке на налоговый учет, и пройти верификацию предоставленных сведений в анкете региональным органом исполнительной власти для крупного бизнеса или центром поддержки экспорта для субъекта МСП.

Регионам мы уделяем особое внимание в этом году. У каждого из них своя специфика, и нам важно показать уникальность территорий и производимой продукции. Мы организуем нашу работу так, чтобы максимально рассказать об экспортном потенциале субъектов страны, познакомить компании с будущими партнерами, сообщить, чем мы можем помочь в развитии бизнеса.

В этом году одним из ключевых направлений для нас стал поиск и тиражирование лучших практик поддержки женского экспорта в регионах. Таким образом мы усилили работу по поддержке предпринимательниц. К примеру, вместе с Советом Федерации провели конкурс среди окружных центров поддержки экспорта "Лидеры поддержки. Женщины в экспорте". Кроме того, недавно состоялась "женская" бизнес-миссия в Узбекистан, мы запустили новый проект по повышению финансовой грамотности для женщин вместе с Центробанком, и это только часть того, что мы делаем в этом направлении.

— В этом году в конкурсе появилась отдельная номинация для малых и средних компаний "Лучший экспортер в сфере электронной торговли". В чем ее особенность и почему возникла необходимость в ней? Какие еще новые номинации могут появиться в ближайшие годы?

— Интернет-торговля для малых и средних компаний - один из самых простых способов начать торговать за рубежом. Соответственно, ее площадки в последние годы активно используются во внешнеэкономической деятельности. Новая номинация позволяет нам не только выявить и поощрить лучшие практики в сфере международной торговли, но и учесть современные подходы к ведению бизнеса. Кстати, в этом году 8 из 10 компаний-участниц конкурса были именно из списка МСП.

Номинация стала логичным продолжением расширения конкурса и включения в него новых актуальных направлений. И по мере развития экспорта непременно будут появляться новые номинации.

— По каким критериям конкурсное жюри выбирало лучших экспортеров среди компаний и ИП на региональном и федеральном уровнях?

— Всего критерии разделены на пять групп: количественный экспорт, продукты и страны, экспортная зрелость, PR и реклама, динамика экспортного роста. Методика спроектирована таким образом, что ни один из ответов участника не является решающим для определения итоговой суммы баллов.

Критерии в окружном и федеральном уровнях одинаковые. В федеральный этап попадают компании, занявшие первые места по итогам окружного этапа.

Дальше мы выбираем лучших экспортеров России со всех федеральных округов и встречаемся с ними уже в Москве - на Международном экспортном форуме "Сделано в России".

— Почему для награждения лучших экспортеров страны выбрана площадка форума "Сделано в России"?

— Потому что форум - это главное мероприятие для экспортеров России. В этом году мы встречаемся в самом центре Москвы, в Манеже, 19 и 20 октября.

Важно то, что на "Сделано в России" приезжают иностранные предприниматели, которые заинтересованы в сотрудничестве с российскими экспортерами. На форуме соберутся представители крупного, среднего и малого бизнеса со всей России, властей, профильных ассоциаций и объединений, банков, деловых СМИ, приедут признанные эксперты и зарубежные делегации. Это уникальная возможность обсудить актуальные вопросы внешней торговли, проанализировать экспортные результаты работы за год, разработать практические решения для расширения международного сотрудничества и определить основные направления развития в рамках новой глобальной архитектуры торгового сотрудничества. Проще говоря, это ежегодный нетворкинг для экспортного бизнеса, и в этом году он посвящен точкам опоры новой архитектуры внешнеэкономической деятельности.

— Наращивание несырьевого неэнергетического экспорта России - одна из национальных целей. Как вы оцениваете перспективы дальнейшей реализации экспортных проектов в регионах и стране в целом?

— Следующее направление, которое мы обозначаем нашим коллегам в субъектах страны - проактивное участие в усовершенствовании действующих федеральных мер поддержки экспортеров. Я убеждена, что вовлечение регионов является одной из важных задач, поскольку на местах лучше всего знают о слабостях, и решение этих вопросов послужит достижению нашей общей цели - приросту несырьевого неэнергетического экспорта.

Для лучшей коммуникации мы решили провести во всех восьми федеральных округах совещания по реализации нацпроекта "Международная кооперация и экспорт". В этом нас поддержали коллеги из Правительства РФ. При этом мы отошли от традиционного формата проведения совещаний с выступлениями и презентациями и выстроили работу так, чтобы максимально вовлечь в процесс обсуждения и выработки решений представителей регионов. По итогам прошедших встреч уже сформирован перечень по мерам поддержки трех уровней: регионального, межрегионального и федерального - всего порядка 500 предложений.

— Какую поддержку компании-экспортеры получают от РЭЦ? Какие дальнейшие шаги в этом направлении вы планируете предпринять?

— У Российского экспортного центра очень большой спектр мер поддержки: от финансово-кредитных и гарантийных до обучения, консультаций и аналитики. Они актуальны для всех экспортеров: и для ИП, которые хотят продавать товары на маркетплейсах, и для крупных производителей, которым требуется переформатировать производственные цепочки и заменить поставщиков оборудования и комплектующих. И неважно, где находится экспортер: в Москве, Челябинске или на Дальнем Востоке. В том числе потому, что очень много мер поддержки мы оцифровали на электронной платформе "Мой экспорт", и они доступны онлайн всем компаниям во всех уголках Российской Федерации.

Одной из наиболее востребованных мер поддержки у бизнеса является компенсация затрат на транспортировку промышленной продукции и продукции АПК. А среди услуг РЭЦ можно выделить правовую поддержку (зачастую это помощь в подготовке экспортного контракта), аналитику (навигатор по барьерам и требованиям рынка), товарно-страновой отчет и подбор маркетплейсов для выхода на экспорт.

Растет также интерес к кредитно-гарантийной поддержке, которую предлагает наш РОСЭКСИМБАНК, и к различным видам страхования, которое предоставляет "ЭКСАР" (Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций – прим. ТАСС), в том числе страхование кредита покупателю и отсрочки платежа МСП.

Мы также активно приглашаем экспортеров присоединиться к нашей платформе "Мой экспорт", где меры поддержки, включая госуслуги, аналитику и бизнес-сервисы, можно получить в онлайн-режиме, быстро и удобно.

В прошлом году РЭЦ адаптировал свои инструменты под новые условия как в части господдержки, так и в части своей операционной деятельности. Так, мы начали поддерживать критический импорт, то есть импорт продукции, которая необходима экспортно ориентированным компаниям для продолжения производства. Экспортеры не остались одни, мы продолжаем следить за ситуацией и помогать бизнесу всеми возможными способами.

— Какие дальнейшие планы есть у РЭЦ в сфере поддержки поставщиков?

— В планах - запуск работы специальной стриминговой студии, где мы будем в регулярном режиме проводить прямые эфиры с российскими и китайскими лидерами мнений с прямыми переходами на страницы российских товаров, чтобы зрители сразу могли приобрести продвигаемую российскую продукцию. Надеемся реализовать эти планы совместно с нашими китайскими партнерами и открыты к предложениям.

Кроме того, рассчитываем, что уже в этом году Региональный экспортный стандарт будет реализован в 75 регионах страны, а в следующем - в 85. Это набор из 15 инструментов, внедрение которых призвано методологически помочь регионам на уровне лучших практик реализовывать их экспортную стратегию. Мы внедряем его с 2021 года.

В настоящее время совместно с Минсельхозом России мы разрабатываем новую программу по господдержке инструментов торгового финансирования экспортных поставок продукции АПК. По ней коммерческие банки по льготным ставкам предложат экспортерам финансовые инструменты - кредитование дебиторской задолженности, кредитование покупателя или его банка, экспортный факторинг и операции с аккредитивами.