Войти в почту

В Госдуме ищут способ повысить рентабельность сельского хозяйства

Из-за высокой экспортной пошлины доходность сельхозпроизводства снизилась в этом году на пять процентов. Если предложение депутатов о частичном освобождении экспорта от пошлины будет поддержано Правительством, аграрии получат возможность снизить себестоимость своей продукции. О том, как это повлияет на положение в отрасли, какой будет цена на хлеб в следующем году и чем займется депутатская рабочая группа по вопросам рентабельности АПК, рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты» заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Гончаров.

В Госдуме ищут способ повысить рентабельность сельского хозяйства
© Парламентская газета

Цены на хлеб останутся в прежнем диапазоне

Осень — традиционное время подведения итогов сельскохозяйственного года. «В большинстве регионов уборочная кампания подходит к концу. На сегодняшний день намолочено 136 миллионов тонн зерновых, и хотя урожайность с гектара несколько ниже прошлогодних показателей (30,9 тонны с гектара против 32 тонн в 2022 году), в целом урожай этого года получился очень достойным», — сообщил Николай Гончаров. Собранного урожая с лихвой хватит для обеспечения собственных потребностей страны и выполнения экспортных обязательств перед зарубежными партнерами. «Поэтому заявления отдельных экспертов о возможном росте цен на хлеб носят спекулятивный характер. Государство проводит последовательную политику сохранения цен на социально значимые продукты, среди которых хлеб занимает первое место. Подорожание точно не коснется социальных сортов хлеба, при этом рост на отдельные виды хлеба возможен в пределах инфляции», — отметил депутат.

По его мнению, если вникнуть в тему глубже, то откроется парадоксальная ситуация. При низких закупочных ценах на зерно затраты аграриев на его производство значительно выросли. «Это расходы на электроэнергию, логистику, топливо, импортные материалы в виде добавок и дрожжей, наконец, зарплаты», — пояснил Гончаров. Получается, доходы аграриев падают, а затраты растут, что означает снижение рентабельности производства. Причем некоторые затраты аграрии предвидеть не могли. Свежий пример — ситуация с ростом цен на ГСМ в разгар уборочной кампании. «Это был настоящий удар под дых, который крестьяне не ожидали, и только благодаря решительным действиям Правительства и депутатского корпуса ситуацию сегодня удалось взять под контроль», — заметил Николай Гончаров.

Контроль за ГСМ необходимо продолжить

Сегодня цены на дизельное топливо все еще не вернулись на прежний июльский уровень, поэтому мониторинг за ситуацией, введенный Государственной Думой, ослаблять, по мнению Николая Гончарова, не следует. Стоимость топлива и логистики в цене батона, по его словам, составляет сегодня от 10 до 12 процентов, и причина роста цен чаще всего кроется именно здесь. Поэтому тревога Правительства и депутатов по поводу подорожания горючего была совершенно оправданна.

«Требовались срочные меры. После того как был ограничен экспорт нефтепродуктов, цена топлива на бирже пошла вниз. Она опустилась до 53 рублей за литр», — рассказал депутат. Однако праздновать победу, по его словам, рановато, поскольку не все сельхозпроизводители могут позволить себе приобретать топливо на бирже. «Это доступно лишь крупным хозяйствам. Для фермера биржевая цена продолжает оставаться виртуальной, а реальная — на ценнике, который он видит на нефтебазе. Цена там по-прежнему в районе 70 рублей», — объяснил Гончаров. Причина в том, что некоторые нефтебазы закупили топливо по дорогой цене и сейчас не намерены нести убытки. По мнению депутата, если на бирже удастся удержать нынешнюю цену, она в конечном итоге пойдет вниз и на нефтебазах. «Поэтому мониторинг цен на ГСМ необходимо продолжать», — считает Гончаров.

При этом он напоминает, что сельхозпроизводители уже понесли миллиардные убытки от внезапного подорожания, и как их будут компенсировать, пока не ясно.

«Сельское хозяйство — игра вдолгую, сегодняшние убытки обязательно аукнутся в будущем снижением капзатрат, уменьшением посевных площадей и в конечном итоге замедлением развития всей отрасли. Ведь взрывной рост АПК, который мы наблюдаем эти 10 лет, был обеспечен правильной государственной политикой, своевременными мерами Минсельхоза. Возьмем, к примеру, экспорт сельхозпродукции. Он с 2010 года растет семимильными шагами. В этом году стоит задача экспортировать 60 миллионов тонн зерновых. И эта задача реальная.

«Поэтому если сейчас сделаем ошибку, обрежем доходы крестьянства, то неизбежно в последующие годы увидим снижение показателей», — объяснил депутат. По его мнению, меры поддержки аграриев не должны носить пожарного характера, они должны быть системными.

Рентабельность сельхозпроизводителей в центре внимания

Обеспокоенность аграриев снижением рентабельности производства в полной мере разделяют в руководстве Государственной Думы. Председатель палаты Вячеслав Володин в ходе «правительственного часа» с главой Минэкономразвития Максимом Решетниковым предложил создать рабочую группу, одной из задач которой станет повышение рентабельности сельского хозяйства. «Это очень важное решение. На площадке Госдумы мы сможем обсуждать с представителями Правительства все волнующие аграриев вопросы, отметил Гончаров и предложил свое видение направлений такой работы.

Первое — определить оптимальный размер экспортной пошлины. Гончаров указывает на несправедливость нынешнего механизма: «Планируемая в бюджете господдержка аграриев — это почти 500 миллиардов рублей. Вроде бы солидная сумма. Но при этом следует понимать, что 200 миллиардов из них — это деньги, ранее изъятые у сельхозпроизводителей через экспортную пошлину. Эти деньги внес каждый сельхозпроизводитель, но вернутся они не всем. Госсубсидии получают не более 30 процентов сельхозпроизводителей». Для того чтобы исправить положение, необходимо привязать размер пошлины к стоимости зерна на мировом рынке с учетом курса валют. «Если посмотреть соотношение пошлины к стоимости нашей сельхозпродукции на мировом рынке, то она составляет больше 20 процентов, в то время как пошлина на другие отечественные товары — от трех до семи процентов», — объяснил депутат. По его мнению, здесь напрашивается естественный вывод: экспортную пошлину для аграриев необходимо уравнять с другими производителями.

Другая проблема — низкая закупочная цена на зерно, установившаяся на рынке. «Если Кубань, Ставрополье, Ростовская область еще как-то сводят концы с концами, то в Поволжье, Сибири закупочная цена тонны зерна может быть вполовину ниже, и там аграриям приходится работать в убыток», — констатирует Гончаров. А причина этого, по его мнению, в сговоре тех, кто зерно у крестьян скупает (трейдеров). «Из-за санкционного режима наш рынок покинули зарубежные трейдеры. Если раньше их было около 400, то сейчас осталось не более пяти. И это создает возможность ценового сговора», — объяснил депутат.

Поэтому очень важно развивать конкуренцию среди трейдеров, создавая на этом рынке понятные правила игры. «Надо открывать наш рынок для трейдеров из дружественных стран. Пусть приходят китайские трейдеры. Им это интересно в свете недавно заключенных соглашений с нашей страной о долгосрочных поставках зерна. А роль государства в том, чтобы следить, чтобы на рынке не создавалось монополизма и перекосов», — отметил Гончаров. Депутат также считает, что на повестке дня может стоять и вопрос компенсации аграриям потерь, понесенных из-за неоправданно высоких цен на ГСМ в августе — сентябре этого года. «Наша главная задача — поднять доходность в отрасли, чтобы дать возможность в следующем году аграриям успешно развиваться», — считает депутат.